Наличные деньги? Проверим...Большинство фирм пользуются наличными - получают от населения, рассчитываются за товары и т. д. А значит, им рано или поздно придется отчитаться перед налоговиками о соблюдении правил работы с ними. Причем произойдет это скорее всего против воли фирмы - проверяющие, как водится, нагрянут внезапно и в самый неподходящий момент. Что будут искать Инспекторы будут проверять, соблюдают ли фирмы условия работы с наличными и порядок ведения кассовых операций или нет. В первую очередь их будет интересовать: -
все ли деньги оприходованы на фирме. Это касается тех средств, которые поступили в кассу через ККМ, по бланкам строгой отчетности, из банка; -
соблюдается ли лимит расчетов наличными при сделках с другими фирмами (сейчас он равен 60 000 руб. по одной сделке); -
правильно ли хранятся временно свободные денежные средства и соблюдается ли лимит остатка денег в кассе; -
соответствует ли порядок эксплуатации ККМ установленным правилам (оформление возвратов, ведение книг кассира-операциониста и т. д.). По закону налоговики могут проверить, полностью ли учитываются деньги, которые получены через ККМ или по бланкам строгой отчетности (квитанциям, билетам и т. д.). Также они следят за правилами эксплуатации ККМ. Но обычно они не прочь проявить "инициативу" - попутно проверить соблюдение фирмой остальных условий работы с наличными. Как накажут "нерадивых" Если при проверке инспекторы найдут какое-то из первых трех нарушений (неоприходование выручки, несоблюдение лимитов расчета наличными и остатка по кассе), фирму оштрафуют (ст. 15 (1) КоАП РФ). Ей придется заплатить от 40 000 до 50 000 рублей. Одновременно карманы руководителя "облегчат" еще на 4000-5000 рублей. Впрочем, это может быть и другой сотрудник, который отвечает за работу ККМ. Проверяющие могут найти сразу несколько нарушений. Что делать в этом случае? Вправе ли они выписать штраф в тройном (двойном) размере? Ведь все эти нарушения подпадают под одну и ту же статью 151 КоАП РФ. По мнению адвоката Инны Кривовой (адвокатское бюро "Крикунов и партнеры", г. Москва), статья 151 КоАП РФ содержит в себе два отдельных административных правонарушения: нарушение порядка работы с денежной наличностью и нарушение порядка ведения кассовых операций. А три вышеперечисленных нарушения являются способами их совершения. Поэтому по пункту 1 статьи 44 КоАП РФ можно наказать за каждое из них. Но пункт 2 этой же статьи содержит немаловажную оговорку - если дело о совершении нескольких административных правонарушений рассматривает одно и то же ведомство (в нашем случае - налоговая инспекция), то применяется одна санкция. Поэтому, подчеркивает Инна Кривова, даже если налоговики в рамках одной проверки найдут сразу несколько нарушений правил работы с наличными, выписать они смогут только один штраф. При определении размера штрафа есть еще один нюанс. Дело в том, что до 1 июля - дня вступления в силу КоАП РФ - штрафы за нарушения правил работы с наличностью были установлены Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006. Если при проверке налоговики обнаружат нарушения, совершенные до 1 июля, то применяться будет меньший из предусмотренных КоАП РФ и Указом № 1006 штраф (п. 2 ст. 17 КоАП РФ). Если проверяющие обнаружат четвертое из указанных нарушений (невыполнение правил эксплуатации ККМ), то штраф составит: o от 3000 до 4000 рублей - для должностных лиц и предпринимателей; o от 30 000 до 40 000 рублей - для организаций. Напоминаем: если инспектор обнаружит несколько схожих нарушений правил работы на ККМ, он сможет выписать только один штраф. Обратите внимание: оштрафовать можно только за то нарушение, с момента которого прошло не больше двух месяцев. Исключение - длящиеся нарушения. Например, таким нарушением будет отсутствие ККМ на фирме, которая должна его применять. По длящимся нарушениям два месяца отсчитываются с момента их обнаружения. Проверили бы больше, да полномочий не хватает Налоговики могут контролировать применение ККМ и полноту оприходования денег, полученных с их использованием. А вот контроль за соблюдением лимитов расчетов наличными между фирмами и остатка денег в кассе возложен на банки. Они же должны проверять, своевременно или нет бухгалтеры приходуют деньги, полученные на выплату зарплаты, пособий и на хозяйственные нужды. Налоговики могут только рассматривать дела о нарушениях в этой сфере (ст. 235 КоАП РФ). Но вряд ли инспектор упустит шанс заметить такие нарушения. В этом случае он будет действовать так. Вначале он составит справку о выявленных случаях расчетов наличными сверх лимита или нарушениях порядка хранения денег в кассе. Затем направит ее в обслуживающий нарушителя банк. Тот в свою очередь, получив официальную бумагу, сам проверит факт нарушения. Обнаружив его, банк составляет свою справку (по форме № 0408026) и направляет ее в налоговую инспекцию. В таком случае считается, что нарушение выявлено в день, когда инспекция получила справку банка. В течение двух дней после этого инспекторы должны составить протокол об административном нарушении. Кому грозит проверка Рано или поздно проверить могут каждого. Но до многих фирм у налоговиков руки не доходят годами. В первую очередь их интересуют: -
фирмы, на которые поступил сигнал из других ведомств о нарушении правил использования ККМ. "Доброжелателями" могут стать налоговая полиция, милиция, госторгинспекция и т. д.; -
те, кто раньше допускал подобные нарушения; -
предприятия, учредители (владельцы) которых нарушали порядок работы с наличными; -
те, кто по роду деятельности должен применять ККМ, но не зарегистрировал ни одного аппарата в налоговой инспекции; -
розничные торговцы, которые по данным проведенных ранее выездных налоговых проверок скрывали или занижали выручку. Кроме того, налоговики обещают наведаться к тем, кому в результате проведенных проверок они установили определенные сроки для устранения обнаруженных нарушений. Если у вашей фирмы все в порядке и вас не проверяли уже полтора-два года, также будьте внимательны. Проверяющие вскоре могут нанести плановый визит к вам. Эта проверка - не налоговая Тем, к кому инспекторы придут проверять работу с наличными, следует помнить, что это не налоговая проверка. А значит, на нее не распространяются требования и правила, предусмотренные Налоговым кодексом. Тем не менее налоговики часто выбирают для проверки период, совпадающий с отчетным или налоговым периодом по определенным налогам. Ведь нарушению правил работы с наличными часто сопутствуют налоговые правонарушения. При проверке операций с наличными инспекторы могут найти налоговые нарушения. Например, из-за неоприходования выручки фирма занизила налог с продаж, НДС и т. д. В этом случае они начислят штраф и пени по Налоговому кодексу. Но все это не значит, что в будущем они не смогут провести еще и выездную проверку по тем же налогам и за тот же период. Запрет на проведение повторных выездных проверок, считает адвокат Инна Кривова, в этом случае не действует. Наоборот, при выездной проверке налоговики постараются использовать всю информацию, полученную в ходе проверки ККМ. Виды и методы проверок Условно проверки ККМ делятся на плановые, тематические, оперативные и проверки при снятии ККМ с регистрации в налоговой инспекции. О плановых проверках говорит их название - они проводятся по плану-графику и обычно охватывают длительный период деятельности фирмы или предпринимателя. Вне графика проводятся тематические и оперативные проверки. Первые - по заданию вышестоящего начальства или для подтверждения поступивших сигналов. Вторые - внезапно, по одной или нескольким ККМ за короткий период времени. У всех проверок, кроме оперативной, есть общий этап - это проверка документов. Но именно он может стать для налоговиков загвоздкой. А прав-то нет... Казус в следующем. Действующее законодательство предоставило налоговикам право проверять соблюдение фирмами правил работы с наличными, которые получены через ККМ или по бланкам строгой отчетности. А вот права требовать необходимые для проверки документы оно им не дало. А нужно их немало: паспорт ККМ, контрольные ленты, журналы кассира-операциониста, кассовая книга, приходные и расходные ордера, акты о возврате денежных сумм по неиспользованным кассовым чекам, ремонтные акты ККМ и различные приказы по предприятию. Причем этот перечень далеко не исчерпывающий. Этот печальный факт признало столичное УМНС в письме от 28 августа 2002 г. № 29-08/1/39567. Но оно все-таки рекомендует проверяющим настойчиво попросить у налогоплательщика необходимые документы. Для этого надо заранее составить два экземпляра требования и вручить один из них вместе с поручением на проведение проверки. Если верить этому письму, практика многолетних проверок показывает, что большинство фирм именно так и поступает. А ведь имеют право отказать налоговикам: это не налоговая проверка, и нормы Налогового кодекса здесь не действуют. И никакими санкциями фирме это не грозит. Если предприятие отказалось выдать документы, столичное УМНС рекомендует взять с него письменное объяснение. Но и его писать налогоплательщики не обязаны. Если в ходе сверки различных документов обнаружены расхождения, налоговики также стараются взять с фирмы письменные объяснения. Давать или не давать их - каждый бухгалтер должен решить для себя сам, ведь в законодательстве нет такого требования. Главное - помнить, что неточности в таких объяснениях и тем более "чистосердечное раскаяние" могут не позволить фирме в дальнейшем отстоять свои интересы в суде. Журнал "Расчет" Наталия МАРТЫНЮК, журнал "Расчет" |