DocList.Ru: Статьи18.10.2008 |
|||||||||||||||||||||||||||
Товарно-транспортная накладная международного образца |
|||||||||||||||||||||||||||
Товарно-транспортная накладная международного образцаА. Ильина, эксперт ПБ Если международные перевозки осуществляются автомобильным транспортом, то российский участник сделки вправе оформить международный эквивалент товарно-транспортной накладной – СМR. Прикреплённый файл (425 Kb) СМR введен Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее – КДПГ). Она была подписана в Женеве в 1956 году. В нашей стране этот документ действует с 1 декабря 1983 года. Его применяют, если между перевозчиком и отправителем существует договор об автомобильной транспортировке грузов (п. 1 ст. 1 КДПГ), и хотя бы одна из стран (отправления или назначения) подписала КДПГ. В частности, это такие страны как: Россия, Беларусь, Латвия, Литва, Словакия, Турция, Франция и другие государства. Правила оформления CMR В отличие от российской товарно-транспортной накладной, CMR составляют в трех экземплярах. Их подписывают грузоотправитель и перевозчик. В некоторых странах существует еще один экземпляр, который предназначен для тарифного контроля. Бывают ситуации, когда груз должен быть перевезен несколькими автомобилями, или в одном автомобиле перевозят грузы разного вида. Тогда количество накладных должно соответствовать количеству транспортных единиц или количеству видов груза. Это правило действует и в случае, если перевозят несколько партий одинакового груза. Если перевозимый груз является опасным, то отправитель должен точно указать в накладной характер опасности. Кроме того, в накладной следует описать необходимые меры предосторожности, которые надо предпринять для обеспечения безопасной перевозки. Перед тем, как подписать СМR, перевозчик должен проверить правильность указания количества мест, маркировки, состояние товара и упаковки (п. 1 ст. 8 КДПГ). При транспортировке груза на большие расстояния перевозка может быть поручена последовательно нескольким перевозчикам. Второй перевозчик и каждый из последующих становятся участниками договора перевозки в силу принятия ими груза и накладной. Перевозчик, принимающий груз, должен отметить свое имя и адрес на втором экземпляре накладной. Если он не удовлетворен их состоянием, то должен сделать в накладной соответствующие отметки. Если в накладной нет обоснованных перевозчиком оговорок, то считается, что в момент принятия груза перевозчиком груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии. А также, что число грузовых мест, их маркировка и номера соответствовали указаниям в накладной. Вместе с международной ТТН перевозчику передают: отгрузочную спецификацию, фактуру–спецификацию, сертификат о качестве, карантинный и ветеринарный сертификаты (п. 6 Перечня документов, утвержденного Минтрансом РФ 27 октября 1998 г. далее – Перечень). Они должны находиться на автотранспортном средстве при осуществлении международных перевозок. Их предъявляют в соответствующих случаях проверки. До начала перевозки отправитель обязан присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика документы, необходимые для выполнения таможенных и иных формальностей. Международная ТТН должна содержать «стандартные» данные, такие же, как и в российской накладной (дату документа, наименование и адрес отправителя и перевозчика, указание места, даты принятия груза и места, предназначенного для его доставки, наименование и адрес получателя и т.д.). Помимо этого, в СМR нужно указывать (п. 1 ст. 6 КДПГ):
Так же накладная может содержать (п. 2 ст. 6 КДПГ):
Возмещение НДС Если пункт отправления (назначения) груза расположены за пределами России, то услуги по перевозке облагаются НДС по нулевой ставке (подп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ) Для того, чтобы получить вычет по НДС организации должны подать в налоговую ряд документов, в числе которых и международная товарно-транспортная накладная (подп. 2 п. 6 ст. 165 НК РФ). Но совсем не обязательно заполнять все реквизиты СМR. Так, если на документе имеются отметки «Выпуск разрешен» («Товар вывезен»), то можно не прописывать информацию о путевом листе, стоимости груза, фамилии водителя, дате получения груза, подпись и штамп получателя. Об этом сообщили судьи (постановление ФАС Московского округа от 18 мая 2006 г. по делу № КА-А40/4132-06). Арбитры указали на то, что ни Таможенный Кодекс, ни КДПГ не содержат перечня реквизитов, отсутствие которых влечет недействительность товарно-транспортной накладной. Однако, если на международных ТТН не будет отметок пограничного таможенного органа (подп. 4 п. 1 статьи 165 НК РФ), которые подтверждают ввоз и вывоз товаров, обращение в суд не поможет (постановление Президиума ВАС от 21 сентября 2005 г. № 4152/05). Это относится даже к той ситуации, когда компания представит документы с необходимыми отметками непосредственно в зале суда. Заметим, судьи считают, что СМR и все прилагаемые к ней документы можно составлять на иностранном языке, без перевода на русский. Но, инспекторы вправе потребовать перевод при камеральной проверке (ст. 88 НК РФ). Если же налоговики этого не сделают, то отказать в вычете по НДС ревизоры не вправе. К такому выводу пришли арбитры Московского округа (постановление ФАС от 5 июля 2005 г. по делу № КА-А40/5834-05). Несмотря на мнение судей, хотелось бы посоветовать изначально делать построчный перевод на русский язык. Ведь в пункте 6 Перечня ясно и четко прописано требование оформлять ТТН на двух языках. между делом Если перевозка осуществляется из Москвы в Калининград, то, несмотря на неоднократное пересечение сухопутной границы, транспортировка считается внутренней. Значит, заполнять СМR не нужно.
|
|||||||||||||||||||||||||||