DocList.Ru: Статьи08.11.2008 |
|
Соцстраховские расходы: что изменилось в бюджете ФСС на 2004 год? |
|
Соцстраховские расходы: что изменилось в бюджете ФСС на 2004 год?Одним из основных документов, регламентирующих порядок формирования доходов и финансирования расходов на обязательное социальное страхование на очередной финансовый год, является федеральный закон. На 2004 год бюджет ФСС России утверждён Федеральным законом от 08.12.03 № 166-ФЗ (далее — закон № 166-ФЗ). Этот закон вступил в силу 1 января 2004 года. Нормы, продлённые или приостановленные на 2004 годСтатьёй 7 закона № 166-ФЗ продлено действие целого ряда статей прежних законов о бюджетах фонда. Применение положений этих статей на практике имеет важное значение не только для сотрудников фонда, но и для страхователей. Так, в 2004 году страхователи по-прежнему смогут погашать задолженность по страховым взносам на “травматизм” не деньгами, а государственными ценными бумагами, а также векселями кредитных и иных организаций. Эта норма в своё время была установлена статьёй 15 закона о бюджете ФСС России на 2001 год. В очередной раз действие положений этой статьи продлено на 2004 год. Как и в предыдущие два года, в 2004 году фонд вправе предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки). Речь идёт об отсрочках (рассрочках) погашения сумм задолженности по страховым взносам на “травматизм”, предоставляемых на основании статьи 10 закона о бюджете ФСС России на 2002 год. Эти отсрочки (рассрочки) фонд может предоставлять страхователям с учётом их финансового состояния на основе соглашений, заключаемых на срок не более одного года. При этом страхователи обязаны своевременно уплачивать фонду текущие платежи по взносам. Сохранено и введённое ещё в 2002 году ограничение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности — 11 700 руб. в месяц. Не изменился и максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, производимой в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием. В 2004 году сумма этой выплаты составляет 30 000 руб. Напомним лишь, что с середины прошлого года эти выплаты, равно как и единовременные выплаты застрахованным работникам, осуществляют не страхователи, а территориальные отделения фонда. И ещё одно уточнение. Согласно пункту 3 статьи 14 закона № 166-ФЗ, на 2004 год приостановлено действие пункта 1 статьи 11 закона об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в части определения размера единовременной страховой выплаты. Положения этого пункта не действовали и в 2003 году. Но в прошлом году размер единовременной страховой выплаты был ограничен суммой в 27 000 руб. В текущем же году размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты трудоспособности застрахованного исходя из максимальной суммы, равной 30 000 руб. (п. 1 ст. 14 закона № 166-ФЗ). Как и прошлогодний бюджет, новый сохранил на 2004 год размер денежной компенсации, выплачиваемой “чернобыльцам” взамен путёвок. Максимальная сумма компенсации, выплачиваемой этим гражданам взамен санаторно-курортной путёвки, составляет 8000 руб., а взамен путёвки в другое оздоровительное учреждение — 6000 руб. Продлено действие статьи 11 закона о бюджете ФСС России на 2003 год. Эта статья, напомним, касалась организаций и предпринимателей, перешедших на специальные налоговые режимы. Эта категория страхователей, как и в прошедшем году, будет оплачивать часть пособий по временной нетрудоспособности своим работникам за счёт соцстраховских средств из расчёта не более 1 МРОТ (600 руб.) в месяц. В части суммы пособия, превышающей эту величину, выплата производится за счёт средств работодателя. Фактически сохранён лимит месячной компенсации расходов на посторонний уход за застрахованными, пострадавшими от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Размер такой компенсации в течение последних двух лет составлял:
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размеры ежемесячных расходов на посторонний специальный медицинский уход и посторонний бытовой уход определяются с учётом этих коэффициентов. Причём теперь на уровне закона урегулирован порядок применения районных коэффициентов. Если в местности установлены районные коэффициенты для производственных и непроизводственных отраслей, то для расчёта пособий и иных расходов должен применяться коэффициент, установленный для непроизводственных отраслей. Новый порядок оплаты пособийНаиболее существенное изменение, внесённое статьёй 8 закона № 166-ФЗ, касается порядка оплаты следующих видов пособий:
В 2004 году эти пособия нужно рассчитывать “из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам...” При этом непрерывный трудовой стаж и иные условия, установленные законодательством об обязательном социальном страховании, учитываются по-старому. До сих пор средний заработок у разных категорий работников считался неодинаково и зависел от системы оплаты труда. Скажем, у повременщиков — исходя из тарифной ставки или оклада с учётом постоянных доплат и надбавок, а также среднемесячной суммы премий. У сдельщиков — из фактического заработка за последние два месяца перед наступлением нетрудоспособности и также с учётом среднемесячной суммы премий. Что касается стажа, то для работников, имеющих непрерывный трудовой стаж менее пяти лет, оплата по больничному листу составляла 60 % от средней зарплаты. Если непрерывный стаж составлял от пяти до восьми лет, пособие работнику выплачивалось в размере 80 %. Наконец, при непрерывном трудовом стаже более восьми лет за время болезни работник получал пособие в сумме, эквивалентной 100 % от средней зарплаты. Так вот, расчёт пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в зависимости от стажа и других условий остался прежним. Средний же заработок для оплаты указных пособий должен исчисляться в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии со статьёй 139 ТК РФ (п. 1 ст. 8 закона № 166-ФЗ). Как сказано в этой статье, для всех случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок её исчисления. В то же время статьёй 183 ТК РФ определено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом. Размеры таких пособий и условия их выплаты также устанавливаются федеральным законом. После вступления в силу закона № 166-ФЗ рассчитывать средний заработок для оплаты ранее упомянутых пособий нужно в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. постановлением Правительства РФ от 11.04.03 № 213; далее — Положение о среднем заработке). Примерный перечень выплат, учитываемых при расчёте среднего заработка, приведён в пункте 2 Положения о среднем заработке. Наряду с заработной платой, начисленной как в денежной, так и в натуральной форме, в перечень включены следующие выплаты:
Кроме того, из расчётного периода при исчислении среднего заработка исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:
Пример 1 Работнику фирмы, работающей в режиме пятидневной рабочей недели, установлен оклад 4000 руб. В соответствии с установленной на фирме системой оплаты труда работнику выплачиваются ежеквартальные премии, рассчитываемые пропорционально отработанному времени из суммы, равной 2400 руб. Непрерывный трудовой стаж работника составляет 7 лет. Со 2 по 13 февраля 2004 года (10 рабочих дней) работник болел. В этой ситуации расчётным периодом являются 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, а именно февраль–декабрь 2003 года и январь 2004 года. В период с 1 по 11 июля 2003 года работник находился в командировке, а в сентябре (с 1-го по 14-е число) — в ежегодном отпуске. Среднедневной заработок работника составит 231,71 руб. (53 525,69 руб. / 231 дн.). Эта сумма меньше максимального размера среднедневного пособия, рассчитанного за февраль и равного 615,79 руб. (11 700 руб. : 19 дн.). Поэтому пособие рассчитывается исходя из расчётного значения среднедневного заработка. Средний заработок будет равен 2317,1 руб. (231,71 руб. ґ 10 дн.). Так как стаж работника составляет 7 лет, пособие по временной нетрудоспособности ему выплачивается в размере 80 % от среднего заработка. Сумма пособия составит 1853,68 руб. (2317,1 руб. ґ 80 %). Вместе с тем отметим, что пункты 15 и 16 Положения о среднем заработке при исчислении пособий не применяются. В этих пунктах, напомним, урегулирован порядок повышения среднего заработка в случаях:
Пример 2 Работник фирмы, которому установлен оклад, заболел в феврале 2004 года. В период с 5 по 22 января 2004 года работник находился в очередном отпуске. С 12 января 2004 года тарифные ставки и должностные оклады работникам фирмы были повышены. В этом случае при исчислении пособия по временной нетрудоспособности из расчётного периода (февраль–декабрь 2003 и январь 2004 года) при исчислении среднего заработка исключаются время отпуска и начисленные за отпуск суммы. Сумма отпускных должна быть пересчитана с даты повышения тарифных ставок и окладов (с 12 января) до окончания отпуска (22 января) (п. 15 Положения о среднем заработке). А для оплаты пособия заболевшему работнику повышение заработной платы будет учтено не с 12 января, а с 23 января 2004 года — даты фактического увеличения оклада. Выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные за предшествующий повышению период времени, при этом не корректируются. Значительные ограничения в оплате пособий на 2004 год введены для тех, кто фактически проработал в течение последнего календарного года менее трёх месяцев. Месячный размер пособия таким работникам должен составлять не более минимальной оплаты труда, т. е. 600 руб. Пример 3 Работник принят на работу 1 декабря 2003 года с окладом 3000 руб. Непрерывный стаж его работы составляет 10 лет. Организация работает в условиях пятидневной рабочей недели. В период с 9 по 13 февраля (5 рабочих дней) работник болел. Согласно статье 8 закона № 166-ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из среднего заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности. А согласно пункту 3 Положения о среднем заработке, при любом режиме работы расчёт средней заработной платы работника (кроме среднего заработка, определяемого для оплаты отпусков) производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. Работник состоит в трудовых отношениях с организацией с 1 декабря 2003 года. Поэтому расчётным периодом для исчисления пособия является период с 1 декабря 2003 года до 1 февраля 2004 года. Поскольку непрерывный стаж работника составляет менее пяти лет, пособие выплачивается ему в размере 60 % от среднего заработка. Заработная плата работника за фактически отработанное время в расчётном периоде — 41 дн. (22 + 19) составила 6000 руб. (3000 + 3000). Среднедневной заработок равен 146,34 руб. (6000 руб. : 41 дн.). Размер среднедневного пособия составляет 87,8 руб. (146,34 руб. ґ 60 %). Размер пособия за дни болезни — 439,02 руб. (87,8 руб. ґ 5 дн.). Но в этой сумме пособие не может быть выплачено, поскольку работник перед болезнью проработал менее трёх месяцев. В этом случае пособие должно быть рассчитано в размере, не превышающем за полный календарный месяц 600 руб. Среднедневной заработок, рассчитанный исходя из МРОТ, равен 29,27 руб. ((600 руб. + + 600 руб.) : 41 дн.). Сумма пособия с учётом непрерывного стажа работника составит 146,35 руб. (29,27 руб. ґ 5 дн.). Эта мера введена законодателем с целью сократить число злоупотреблений, связанных с установлением частными фирмами необоснованно больших зарплат отдельным работникам, в частности женщинам перед уходом в декретный отпуск. Но при этом, заметим, будут страдать и другие категории работников, например молодые специалисты, только-только начавшие трудовую деятельность. Отметим также тот факт, что закон № 166-ФЗ не обязывает работодателей сохранять минимальный размер пособия, равный МРОТ, в других случаях. Напомним, что в прошлом году такая обязанность была установлена статьёй 14 закона о бюджете ФСС России на 2003 год. О том, как по-новому рассчитывать пособия, ФСС России совместно с Минтрудом России разъяснят в специальном документе. Он находится на регистрации в Минюсте России. После государственной регистрации разъяснений мы расскажем обо всех нюансах нового порядка расчёта пособий в одном из ближайших номеров “ПБУ”. Расходы на оздоровление застрахованных граждан и их детейВ отличие от 2003 года в текущем средства соцстраха могут расходоваться лишь на оплату полной стоимости путёвок для застрахованных граждан, направляемых на долечивание. Речь идёт о долечивании в специализированных российских санаториях непосредственно после стационарного лечения лиц, перенёсших острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения, а также отдельные виды сердечно-сосудистых и полостных операций (ст. 9 закона № 166-ФЗ) (подробнее см. “ПБУ” № 1, 2004). Приобретать путёвки на санаторное лечение в 2004 году страхователи могут частично за счёт средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Однако эти путёвки можно приобретать лишь в рамках программы предупредительных мер по предотвращению производственного травматизма и профзаболеваний. Условия финансирования предупредительных мероприятий в текущем году должен утвердить кабинет министров. Но лимит средств на финансирование таких мероприятий не изменился. Как и в предыдущие годы, он составляет до 20 % от сумм страховых взносов на “травматизм”, перечисленных страхователями за 2003 год (ст. 15 закона № 166-ФЗ). Что касается непосредственно путёвок, то их можно приобретать лишь для работников, занятых во вредных и опасных производствах. Пример 4 Организация в 2003 году перечислила взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в сумме 100 000 руб. Страховых выплат в 2003 году организация не производила. Фондом ей было разрешено использовать 20 000 руб. (100 000 руб. ґ 20 %) на финансирование мероприятий по сокращению производственного травматизма, а именно на оплату санаторно-курортного лечения работников, занятых во вредном производстве. В 2004 году организация начислила страховые взносы на “травматизм” в сумме 120 000 руб. В рамках программы предупредительных мер организация оплатила путёвку работнику, занятому ремонтом и зарядкой аккумуляторов (производство с вредными условиями труда). Стоимость путёвки составила 10 800 руб. В бухгалтерском учёте указанные операции следует отразить проводками: Дебет 20 Кредит 69-1-2 — 120 000 руб. — начислены страховые взносы; Дебет 76 Кредит 51 — 10 800 руб. — оплачена путёвка; Дебет 50 Кредит 76 — 10 800 руб. — передана путёвка на хранение в кассу; Дебет 73 Кредит 50 — 10 800 руб. — выдана путёвка работнику; Дебет 69-1-2 Кредит 73 — 10 800 руб. — возмещена за счёт средств страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний стоимость путёвки; Дебет 69-1-2 Кредит 51 — 109 200 руб. (120 000 – 10 800) — перечислена территориальному отделению фонда задолженность по взносам. Возможность оплачивать путёвки другим категориям работников за счёт средств установленных организации скидок и надбавок к страховому тарифу в текущем году отсутствует. В 2004 году сохранена возможность частичной или полной оплаты за счёт соцстраховских средств детских путёвок. Фонд будет возмещать расходы на оплату путёвок:
Материал подготовленпри участии специалистов ФСС России |
|