На практике бухгалтеры аптек – фарммаркетов открытого типа (с залами, где товары находятся в открытом доступе на стеллажах и витринах) задаются вопросами: есть ли ограничения для выкладки медикаментов?

Как списывать недостачи товаров, возникающие из-за их хищения недобросовестными посетителями? Можно ли списать расходы на обеспечение грамотной расстановки медицинских препаратов на витрине? Наша статья поможет на них ответить.

Требования к залам с открытым доступом

Многие лекарства отпускаются только по рецепту врача. Некоторые из них требуют особых условий хранения – например, только в холодильнике. Поэтому далеко не каждый лекарственный препарат может быть выложен в открытый доступ.

В соответствии с пунктом 3.19 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003» открытая выкладка возможна только в отношении лекарственных препаратов безрецептурного отпуска и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций.

Остальные лекарственные препараты и товары могут быть представлены только на закрытых витринах, обеспечивающих возможность их обзора посетителями аптеки и одновременно их сохранность.

Конечно же, открытый зал аптеки, также как и помещения для хранения лекарственных средств, должен быть оснащен необходимым оборудованием, позволяющим обеспечить их хранение с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также требований законодательства и надлежащую сохранность препаратов. В частности, помещения аптечных организаций, расположенные в городе, должны быть оснащены системами охранной сигнализации с подключением на пульт с круглосуточным централизованным наблюдением или круглосуточно охраняться охранным предприятием.  Это предусмотрено пунк-том 3.10 Стандарта.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6.12 Стандарта в залах самообслуживания посетитель должен иметь возможность сначала получить всю необходимую информацию об интересующих его безрецептурных лекарствах от консультанта, работающего в зале, и уже затем с выбранным товаром обратиться к контролеру-кассиру.

Расходы на выкладку товара

Согласно пункту 6.11 Стандарта, для информации о лекарственных препаратах и других товарах, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, могут быть использованы витрины различного типа, где выставляются лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта врача, и образцы имеющихся товаров. Лекарственные препараты на витринах размещаются отдельно:

– лекарственные препараты для внутреннего употребления;
– лекарственные препараты для наружного применения.

А внутри групп лекарственные препараты располагаются по фармако-терапевтическому признаку.

Для того чтобы лекарства и другие товары были выставлены на витринах грамотно, аптека может воспользоваться услугами стороннего специалиста (или специализированной фирмы) или принять такого специалиста в штат.

В любом случае расходы, связанные с обеспечением правильной расстановки и выкладки товара, являются экономически обоснованными и должны приниматься в целях налогообложения прибыли на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Эти расходы не следует считать нормируемыми рекламными расходами, ведь сам по себе порядок расстановки товаров на стеллажах не несет потребителю никакой рекламной информации. Тем более определенный порядок выкладки лекарств и других товаров в аптеке определяется объективными требованиями официальных нормативных документов, регулирующих деятельность аптеки.

Списание недостач

К сожалению, большинство торговых фирм с открытыми залами сталкиваются с проблемой краж. Если виновника не удается поймать с поличным и заставить расплатиться или вернуть украденное, бухгалтеру придется списывать недостачи.

Конечно, если внезапно обнаруживается факт большого хищения, руководство аптеки может обратиться в милицию. Однако чаще всего факт небольших краж открывается только при проведении инвентаризации товаров, и выявленные недостачи списываются по итогам инвентаризации без обращения в милицию и поиска виновников.

В бухгалтерском учете все довольно просто: на основании инвентаризационных документов недостающие товары списывают в дебет счета 94 по учетной стоимости, по которой они числятся на счете 41.

В том случае, если учет ведется по продажным ценам с применением счета 42, сумма наценки, приходящаяся на недостающие товары, сторнируется по кредиту счета 42 и дебету счета 94. В этом случае в дебете счета 94 формируется покупная стоимость товара, представляющая собой, собственно, сумму потерь (убытка) от кражи товаров из зала. Далее (при отсутствии виновных лиц) эту сумму списывают в дебет счета 91.

ПРИМЕР

Аптека «Мария» работает на принципах фарммаркета: имеет открытый зал для реализации лекарственных средств безрецептурного отпуска и различных товаров, а также «закрытую» часть для реализации медикаментов, отпускаемых по рецепту врача.

По итогам инвентаризации в торговом зале обнаружена недоста-ча двух флаконов шампуня, продажная цена которого составляет 70 руб. за флакон.

Предположим, что в соответствии с аптеки учет товаров ведется по покупным ценам (без применения счета 42) и покупная цена данного шампуня составляет 53 руб. за флакон.

Бухгалтер спишет недостачу так:

ДЕБЕТ 94    КРЕДИТ 41
– 106 руб. (53 руб/шт. 5 2 шт.) – списана недостача шампуня по учетной стоимости (цене приобретения);

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 94

– 106 руб. – списаны потери от кражи товаров из зала открытого доступа.

А вот в налоговом учете признать такие расходы скорее всего не получится.

Действительно, данные расходы являются объективным фактором деятельности аптеки с залом открытого типа. Именно по-
этому подпунктом 5 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ разрешено списывать в составе внереализационных расходов в том числе и затраты в виде недостач ценностей при отсутствии виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены.

Однако в том же подпункте содержится и обязательное условие для признания расходов: факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

Иначе говоря, надо иметь соответствующий документ от официальных органов – например, копию постановления о приостановлении предварительного следствия или уголовного дела в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (письмо Минфина России от 2 мая 2006 г. № 03-03-04/1/412).

Эти требования распространяются и на случаи краж из торговых точек самообслуживания (см. письмо Минфина России от 11 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/658).

РАСХОДЫ НА ВЫКЛАДКУ ПРИ «УПРОЩЕНКЕ»

Списать расходы, связанные с выкладкой товара, если фирма на «упрощенке», немного сложнее. Ведь данный вид расходов напрямую в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ не упомянут. Но это не означает, что такие суммы списывать при спецрежиме нельзя. Так, в том случае, если специалист, занимающийся размещением товара, принят в аптеку по трудовому договору (хотя бы как внешний совместитель), расходы на оплату труда признаются на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Но даже если услуги по расстановке товара оказывает сторонний специалист или сторонняя организация, по мнению автора, аптека может списать такие расходы в составе материальных (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). Ведь согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ, к материальным расходам относятся в том числе и расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, к которым, в частности, относятся выполнение отдельных операций по оказанию услуг, контроль за соблюдением установленных технологических процессов и прочие работы. А обеспечение правильной выкладки лекарств – это обязательное требование, зафиксированное в законодательстве.

 
Автор статьи: Н. Лавренова, аудитор.

Журнал "Учет в аптеках", Издательство "Главбух"