Прошел месяц с тех пор, как вступил в силу Федеральный закон от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

И хотя итоги действия закона пока подводить рано, по словам вице-президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Владислава КОРОЧКИНА, в проверках компаний уже есть позитивные подвижки. В то же время, как рассказал он в интервью журналу «Экономические преступления» поводов для оптимизма у бизнеса меньше, чем хотелось бы.

Беседовал Ислам Рамазанов

— Владислав Леонтьевич, с 1 мая вступил в силу закон о защите бизнеса при проверках, который был принят еще декабре прошлого года. Можете ли вы уже отметить какие-то положительные изменения в защите малого и среднего бизнеса в связи с его применением или еще рано об этом говорить? Какие положения закона, на ваш взгляд, будут работать, а какие нет?

― Думаю, даже первые итоги подводить еще рано, поскольку мы пока не имеем никаких статистических исследований на этот счет. Тем не менее, по нашим оценкам, с начала мая в проверках наблюдается некоторое затишье, поскольку механизм получения разрешений только формируется. То есть закон, по сути, уже начал работать.

Что касается недостатков закона, которые не позволяют в полной мере оградить бизнес чрезмерного контроля, то они, безусловно, есть. К сожалению, в текст закона не вошла первоначально предложенная норма об ограничении общей продолжительности проверок, которое существует в некоторых странах. Поэтому при 30 контролирующих органах теоретически возможны 10 плановых проверок ежегодно, а в сфере здравоохранения, образования и социальных услуг еще больше.

Закон гласит: срок проведения проверки ― не более 20 рабочих дней, суммарная ее продолжительность для малого предприятия ― 50 часов. Получается, закон допускает, что малых предпринимателей можно проверять 200 дней в году, 500 часов в календарном году или всего около 250 рабочих дней. То есть проверки (плановые, внеплановые) могут мешать работе предприятия четыре дня в неделю в течение всего года на законном основании, занимая при этом более четверти рабочего времени. И это при условии, что руководители контролирующих органов не изыщут оснований для объявления случая «исключительным» и не продлят проверку вдвое.

― Какие из контролирующих органов по вашим исследованиям вы могли бы назвать самыми досаждающими ?

― Сейчас это Роспотребнадзор и Ростехнадзор. Из отраслевых органов можно назвать Россельхознадзор. В этом смысле, на мой взгляд, значительно улучшилась ситуация с проверками бизнеса со стороны МВД и МЧС. Хотя, я могу говорить только об общей статистике, тогда как на местах, в регионах, ситуация может сильно отличаться.

 ― По вашим оценкам, прослеживается ли какая-либо подготовка в самих контролирующих органах к применению этого закона?

― Разумеется, иначе они просто не смогут никого проверять. Вне процессуальных норм, установленных законом и соответствующим приказом Генерального прокурора, уже сейчас контролирующие органы не вправе проводить проверки.

 — А насколько эффективным, на ваш взгляд, окажется вмешательство прокуратуры в проверочные мероприятия госорганов? Может быть, просто станет больше взяток?

— Во-первых, это будет не вмешательство прокуратуры, а выдача санкций, то есть подтверждение обоснованности планируемого мероприятия. Прокуроры должны проверять, есть ли вообще основания для вторжения в деятельность и соответствуют ли эти основания закону.

По существу, сделана первая попытка ввести механизм предотвращения нелегитимных действий госчиновников по отношению к хозяйствующим субъектам. Это реальная новация в отношении государства к предприятиям и предпринимателям. Ведь таким образом государством «де юре» признана возможность массового нарушения закона контролирующими организациями и необходимость создания специального механизма предотвращения таких нарушений при все еще отсутствующей реальной ответственности за такие действия со стороны должностных лиц.

Во-вторых, думаю, что взяток вряд ли станет больше. В соответствии с законом разрешение на проверку у прокуратуры берет сам контролирующий орган. Предположить, что региональный прокурор, получив заявку от контролеров, пойдет общаться с компанией- потенциальным нарушителем и предлагать за деньги запретить ее проверку, довольно сложно. Конечно, можно предположить появление где-то механизма запрета проверок по определенной таксе, но, думаю, в нынешней политической обстановке это было бы слишком опасно для потенциальных участников. Тем более что общественные организации, такие как «ОПОРА РОССИИ», будут активно участвовать в мониторинге исполнения закона.

Полный текст интервью читайте в журнале «Экономические преступления» № 6/2009

 
Автор статьи: Журнал "Экономические преступления"