Последствия того, что ООО не пройдет перерегистрацию в установленный законодательством срок – до 1 января 2010 года - вот что, пожалуй, больше всего волнует сегодня бухгалтерское сообщество, которое активно обсуждает эту тему на форуме Клерк.Ру.

Мнения высказывают самые противоречивые. Есть те, кто полагает, что налоговая в таком случае обязана сама проводить необходимые изменения. При этом утверждают, что никогда и никто ещё насильно их фирмы не ликвидировал. А раз такого не было, то и не будет. Другие пишут, что банки на все 100 процентов утверждают, что не будут работать с фирмами, у которых устав не приведен в соответствие с действующим законодательством. Но, как утверждают третьи, всех не закроют, есть Банки и есть банки. И, кроме того, возможно платежки банки все же будут проводить, то потребуют пройти перерегистрацию и дадут на это отсрочку (непонятно, как компания перерегистрируется  после завершения компании по перерегистрации ООО?). 

Имеется также ссылка на мнение налоговой инспекции, проводившей семинар на эту тему: «В соответствии с п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление сведений о юридическом лице в регистрирующий орган в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 рублей. А с 13 апреля 2009 г. вступила в силу ст. 13.25 КоАП РФ, которая предполагает наложение штрафа на юридическое лицо до 300 000 рублей в случае, когда общество не хранит (не имеет) документов, предусмотренных законодательством об ООО. Также, в соответствии со ст. 61 ГК РФ, общество может быть ликвидировано судом по инициативе регистрирующего органа, если его деятельность ведется с «неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов»».

Мнение налоговой на форуме не считают авторитетным. Считают, что она может и ошибаться.

На самом же деле для того, чтобы представить себе последствия, нужно просто обратиться к Федеральному закону «Об Обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 59, п. 3, абз. 5): «Общества с ограниченной ответственностью… которые не привели свои учредительные документы в соответствие с настоящим Федеральным законом… могут быть ликвидированы в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом».

Тут всё понятно, комментировать не приходится. То есть, конечно, процесс ликвидации будет проходить в обязательном порядке через суд и не произойдет мгновенно, 1 января 2010 года. Но работать с этой даты ООО уже не сможет, поскольку его устав не будет правомочным, соответствующим действующему законодательству. Разумеется, банк не будет пропускать платежки такого ООО, как не пропускает платежки подписанные неправомочным генеральным директором. Да и фирмы-партнёры не будут подписывать договора с таким «зомби», у которого, если разобраться, нет ни одного шанса возродиться. Процесс ликвидации всё же представляется неизбежным, хотя и  может затянуться на годы. Сначала суд должен разобраться, кому и сколько должна фирма, потом выяснить, кто должен и сколько ей. Наконец, для компетентного и точного решения в отношении распределения оставшегося после неё имущества нужно выяснить,  как и в каких соотношениях делить оставшееся между бывшими участниками бывшего ООО.

Возможные штрафы – это не самое страшное, что ожидает ООО, которое не пройдёт регистрацию своевременно. Да и откуда взыскивать, когда у фирм из-за кризиса порой недостаёт средств даже на юридическую проработку устава, который необходимо сдать при перерегистрации ООО? Многие бухгалтеры рассчитывают прямо на форуме найти и «скачать» типовой устав, который и понесут, как они рассчитывают, в налоговую. Проблема же состоит в том, что законодатель оставил очень большую свободу выбора участникам ООО, не прописав в Федеральном законе в жестком «указивном» тоне, каков должен быть порядок выхода участника из ООО (например, может ли он покинуть общество без согласия других участников), каким должны быть порядок передачи или залога доли (кто должен иметь приоритетное право на её получение и по какой цене), какими правами могут обладать наследники участников, какими должны быть органы управления и т.д. В этой ситуации любой бухгалтер, принимая решение за собственников в столь деликатных вопросах (если понесёт на регистрацию типовой устав), немало рискует.

Разработка же уникальных уставов, соответствующих запросам всех участников, может быть очень и очень недорогой, если, что называется, поставлена на поток. То есть, юридическая компания заранее учла все 50 возможных вариантов ответов, разработала под них анкету и просит вас лишь проставить галочки напротив тех пунктов, которые вы хотели бы видеть в новом уставе в той или иной редакции. Пробежаться по такой анкете с карандашом – дело пяти минут для каждого из участников. Остается только согласовать позиции – и передать готовую анкету обратно в юридическую компанию.

Проблема со стандартизацией и унификацией подходов в столь сложной работе стоит и перед налоговыми органами. На форуме Клерк.Ру имеется сообщение о том, что многие из сотрудников отделов регистрации намереваются уволиться с 1 июля 2009 года, чтобы… «не огребать», как выражаются они. Если перевести - чтобы не быть уволенными по статье за несоответствие.

Нужно понимать, что многие из них действительно не высокопрофессиональные юристы. Эти сотрудники подготовлены в большей степени к работе корректора. Они могут сопоставлять данные на бумажных и электронных носителях, выявлять несоответствия, обнаруживать отсутствие подписей на документах и т.п. Проанализировать уникальный устав на предмет его соответствия по всем пунктам  масштабным изменениям в законодательстве – это задача, перед которой они пасуют.

Вспомним историю: русская армия не могла взять Измаил, пока Суворов не натаскал солдат на взятии стен учебной крепости, которая ничем не отличалась от реальной. Очевидно, что будут проведены тренинги  с сотрудниками налоговой, и, хотелось бы верить, что ни один из них не будет заниматься этой работой до тех пор, пока не будет понимать, что от него требуется. Понятно, что к проверке уставов будет применяться аналогичный подход: перед каждым сотрудником будет лежать листочек с перечнем всех позиций, по которые должна быть проведена сверка устава в новой редакции. Уже сейчас работники МИФНС 46 города Москвы готовятся к этой работе, знают о том, что им предстоит выполнять летом при перерегистрации ООО 2009.

Неоправданными страхами можно назвать также и мнение о том, что нотариусы будут брать за удостоверение сделок по передаче доли в ООО (как в настоящее время) 10000 рублей. Несомненно, что стоить такая работа будет несколько меньше. Сегодня такая сделка не подлежит обязательному нотариальному заверению, а с ее переводом в статус обязательной стоимость такой работы, конечно, будет снижена.  Правда, при этом появится необходимость также оплатить нотариусу обязательную операцию по пересылке им документов в налоговую и в само Общество.

Кстати, очевидно, что именно по его юридическому адресу. Вот тут уж волей-неволей придется приводить в соответствие юридический и фактический адрес, если не хочешь потерять свой экземпляр нотариально удостоверенной сделки продажи доли. Во сколько обойдутся такие услуги нотариуса пока сказать трудно, но сами нотариусы спешат заверить, как следует из сообщений на форуме, что они готовы уже брать с «недетские деньги». Также нотариусы советуют для продажи доли запасаться согласием супруга (супруги) и актами независимой оценки реальной стоимости доли (за один только вызов независимый оценщик берет обычно не менее 500 долларов США).

Вот почему время до 1 июля 2009 года – это последний шанс обойтись без услуг нотариуса при передаче (продаже) доли в ООО. Те, кто не сделал это ранее или планирует выполнить в ближайшее время, конечно, должны поторопиться. Чтобы не пришлось подавать документы дважды и трижды, а потом попасть в ситуацию, когда срок для их проведения до 1 июля 2009 года будет пропущен, лучше тщательно проверить всё, вплоть до каждой запятой. Возможно, имеет смысл подстраховаться и обратиться в юридическую компанию.

Думаю, сильно ошибается тот, кто считает, что реформа обойдёт его стороной и никак не коснётся. Один из таких товарищей попытался уточнить на форуме: перерегистрация – это для всех ООО? Ему с юмором ответили: нет, она касается только каждого второго. А у вас первое или второе? В зависимости от ответа, вам и решать, стоит или нет проходить перерегистрацию, стоит ли бояться серьезных последствий того, что не пройдешь её вовремя.

 
Автор статьи: Федор Васильев, эксперт компании "Фабрика фирм"