DocList.Ru: Статьи16.10.2008 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отражение дизайнерских услуг у заказчика |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отражение дизайнерских услуг у заказчикафакс (095) 937-3451 /Порядок отражения расходов, связанных с оплатой дизайнерских услуг проще всего рассмотреть на конкретных примерах. Пример 1. Коммерческая организация с целью укрепления деловой репутации и благоприятного имиджа зарегистрировала свой товарный знак. При разработке товарного знака организация воспользовалась услугами дизайнерской студии. В бухгалтерском учете расходы, связанные с приобретением товарного знака, учитываются в составе нематериальных активов. Это вытекает из правил, отраженных в Положении по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденном Приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 года №91н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000». К нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, на основании указанного Положения, относятся права, возникающие:
Кроме того, к нематериальным активам относится деловая репутация организации. В налоговом учете, в соответствии с пунктом 3 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), товарный знак, так же как и бухгалтерском учете, признается нематериальным активом. Обратите внимание! Учесть товарный знак в качестве нематериального актива можно только после получения свидетельства о регистрации товарного знака. Это связано с тем, что нематериальный актив отражается в налоговом учете только при наличии надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих наличие самого актива и исключительного права на него. Таким образом, до получения свидетельства о регистрации товарного знака, расходы, связанные с этой операцией, не должны приниматься в расчет при исчислении налогооблагаемой прибыли. Расходы, формирующие первоначальную стоимость товарного знака, должны учитываться на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчете 08-5 «Приобретение нематериальных активов». После получения свидетельства на товарный знак собранные на субсчете 08-5 расходы списываются на счет 04 «Нематериальные активы». При этом в бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
Зарегистрированный товарный знак организация может использовать по своему усмотрению. Пример 2. Кондитерская фабрика заключила договор с дизайнерской студией на разработку этикеток для конфет. Отражение в учете операций, связанных с затратами на разработку этикеток, будет зависеть от условий договора с исполнителем дизайнерских услуг: оговаривается ли передача исключительных прав на этикетку или нет. Поэтому, рассматривая эту ситуацию, следует учитывать положения Закона об авторском праве и смежных правах. Как мы уже отмечали, если по условиям договора исключительные права на произведение передаются заказчику, то этот договор будет являться авторским договором. Если согласно авторскому договору кондитерской фабрике передаются исключительные права на этикетки, и эти этикетки будут использоваться в производстве более 12 месяцев (пункт 3 статья 257 НК РФ), то данные исключительные права следует учитывать в составе нематериальных активов. Напоминаем, что при этом кондитерская фабрика должна иметь надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие стоимость нематериального актива. Если передача исключительных прав на этикетки договором с дизайнерской организацией не предусмотрена, то затраты кондитерской фабрики, связанные с оплатой дизайнерских услуг можно, на наш взгляд, учитывать в составе расходов, связанных с производством и реализацией, в качестве материальных расходов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 254 НК РФ. Этикетка является элементом предпродажной подготовки товара, без которого его реализация была бы затруднена. Поэтому затраты, связанные с разработкой внешнего вида этикетки следует учитывать в составе расходов по производству и реализации продукции, а не в составе рекламных расходов. Пример 3. Швейная фабрика открывает магазин для реализации собственной продукции. Для оформления витрин в магазине фабрика заключила договор с дизайнерской студией. В данном примере расходы организации на оформление витрин относятся к расходам на рекламу. Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению», в организациях, независимо от вида деятельности, расходы на рекламу учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». В бухгалтерском учете швейной фабрики данные хозяйственные операции отражаются следующим образом:
Обратите внимание! С 1 января 2006 года налогоплательщик НДС вправе получить вычет по сумме налога, предъявленного ему к оплате дизайнерской студией, без наличия факта оплаты (пункт 1 статьи 172 НК РФ). Для целей налогообложения прибыли, расходы на рекламу представляют собой прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подпункт 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ). В соответствии со статьей 264 НК РФ к этим расходам относятся: - расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264; Необходимо напомнить, что все расходы на рекламу в соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ делятся на две группы: 1) ненормируемые расходы на рекламу; 2) расходы на рекламу, подлежащие нормированию. На основании пункта 4 статьи 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях налогообложения налогом на прибыль организаций относятся:
Обращаем ваше внимание на то, что с 1 января 2006 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 4 статьи 264 НК РФ Законом №58-ФЗ, которые разрешают в полном объеме относить к расходам на рекламу затраты, связанные с изготовлением брошюр и каталогов, содержащих информацию не только о работах (услугах), которые выполняет (оказывает) организация, но и о реализуемых товарах, товарных знаках и знаках обслуживания. Приведенный в пункте 4 статьи 264 НК РФ список ненормируемых расходов на рекламу является закрытым. К нормируемым рекламным расходам относятся:
Нормируемые рекламные расходы, осуществленные организацией в течение отчетного (налогового) периода, признаются для целей налогообложения в размере, не более 1% выручки от реализации, в течение отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 249 «Доходы от реализации» НК РФ. При исчислении базы для расчета предельного размера нормируемых видов рекламных расходов берется выручка от реализации без учета сумм налогов, то есть без учета налога на добавленную стоимость, акцизов (пункт 1 статья 248 НК РФ). Нормируемые расходы на рекламу рассчитываются нарастающим итогом с начала года. Фактически организация может истратить на рекламные расходы, которые нормируются, более, чем 1% от выручки. В этом случае, сумма превышения для целей налогообложения по прибыли не будет признаваться расходом, а по НДС не будет приниматься к вычету из бюджета. Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по нормируемым расходам, подлежат вычету в пределах этих норм. Это означает, что налоговый вычет по сверхнормативным расходам (в том числе и по сверхнормативным рекламным расходам) не производится. В условиях нашего примера расходы на рекламу в полном объеме учитываются для целей налогообложения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||