DocList.Ru: Статьи07.11.2008 |
||
Мобильник для сотрудника |
||
Мобильник для сотрудникаСейчас уже никого не удивишь мобильным телефоном на балансе предприятия. Во многих организациях он давно превратился из предмета роскоши в производственную необходимость. Поэтому все больше бухгалтеров сталкиваются с учетом услуг сотовой связи и соответствующими проблемами. Мобильное орудие труда В соответствии со статьей 264 Налогового кодекса затраты на оплату услуг связи включаются в состав прочих расходов и уменьшают налогооблагаемую прибыль. Но, согласно статье 252, все затраты должны быть "произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода". Другими словами, чтобы отнести затраты на оплату услуг сотовой связи в расходы, необходимо подтвердить производственный характер этих услуг. Впрочем, в соответствии с Положением о составе затрат такой же порядок действовал и до 2002 года. В своем письме от 22 мая 2000 г. в ? ВГ-9-02/174 МНС разЪяснило, какие документы нужны для отнесения оплаты услуг сотовой связи в себестоимость. Это "счет телефонной станции, расшифровка АТС с указанием номеров телефонов, с которыми велись переговоры, иные документы, подтверждающие производственный характер отношений с абонентом". Многие инспекции на местах на этом не останавливались. Например, в Санкт-Петербурге налоговики одно время требовали представлять отчеты работников по каждому звонку "с кратким описанием темы разговора". Не отставали и их коллеги из других регионов, выдумывая все новые условия включения оплаты услуг сотовой связи в расходы. На практике выполнить все требования инспекторов порой просто невозможно. В результате, как признаются некоторые бухгалтеры, они вообще не учитывают расходы по мобильным телефонам для целей налогообложения или даже вовсе не отражают эти расходы в учете (если оплата производится наличными). Но такое расточительство могут себе позволить не все. Остальные ищут выход. И находят. "Мы советуем клиентам делать приказы с указанием работников и причин, по которым им предоставлены мобильные телефоны, - говорит Лариса Шаповаленко, аудитор московской фирмы "Авантаж Аудит". - Необходимость работнику телефона должна быть хорошо обоснована. Обычно такие работники, во-первых, имеют разЪездной характер работы или у них несколько рабочих мест в разных офисах. А во-вторых, должна быть необходимость поддерживать с ними постоянную связь. Поэтому в должностных инструкциях этих работников лучше специально указать обязанности, выполнение которых требует наличия мобильного телефона". Многие фирмы ограничивают телефонные переговоры работников, оплачиваемые предприятием. Это еще один способ продемонстрировать налоговикам производственный характер сотовой связи. "У нас существует лимит: каждый работник может наговорить не более чем на 80 долларов в месяц, - рассказывает Вера Сотова, бухгалтер столичной торговой фирмы. -; По нашим подсчетам, этой суммы для рабочих переговоров вполне достаточно. Если работник превышает лимит, мы удерживаем деньги из его зарплаты". Самый надежный, но и трудоемкий способ обосновать расходы - сделать расшифровку по каждому звонку: кто, куда и зачем звонил. "У нас все телефонные разговоры оплачиваются полностью. Но работников, пользующихся мобильными телефонами, мы просим ежемесячно составлять отчеты о своих разговорах. В них работники перечисляют, в какую организацию они звонили и как она с нами связана. Затем руководитель подписывает отчет, и он поступает в бухгалтерию, - рассказывает Юлия Ростова, бухгалтер орловской строительной фирмы. - Сначала всем было трудно, но сейчас работники уже привыкли и стараются сразу записывать, с кем они разговаривали в течение дня. Зато мы уверены, что с налоговой проблем не будет". Там, где звонков очень много, в отчеты включают только отдельные дорогостоящие переговоры. "Мы просим работников записывать в специальный журнал только междугородные и международные звонки. В нем указываются дата разговора, номер телефона, название организации и работник, с которым велись переговоры", - обЪясняет Андрей Зотов, бухгалтер воронежской компьютерной фирмы. В общем, сколько инспекций с разными требованиями, столько изобретено и способов эти требования выполнить. Можете выбрать тот, который подходит для вашего случая. Осторожно: счет-фактура! Еще одна проблема, возникающая при оплате переговоров работников по мобильнику, - налоговый вычет по НДС. Телефонные компании выставляют счета-фактуры за прошедший месяц только в начале следующего. Помните, что вычет по НДС можно произвести только в том месяце, которым датирован счет-фактура. То есть, если у вас счет-фактура за апрель датирован 3 мая, НДС к вычету можно принять только в мае. Изменить такое положение вещей, договорившись с телефонной компанией выставлять счета задним числом, вряд ли удастся. Как нам обЪяснили в одной московской компании - операторе сотовой связи, у них обработка данных и заполнение счетов-фактур осуществляются автоматически с помощью компьютерной программы. Поэтому всем своим контрагентам они выставляют счета-фактуры одним днем и сделать для кого-то исключение не могут. Ольга САЛЬНИКОВА,
|
||