DocList.Ru: Статьи28.10.2008 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация документооборота для управления дебиторской задолжностью |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация документооборота для управления дебиторской задолжностьюЭффективность финансового менеджмента определяется состоянием дебиторской задолженности, которая в свою очередь состоит из двух частей — дебиторской задолженности поставщиков и подрядчиков и дебиторской задолженности покупателей. Во многом успешность работы с дебиторской задолженностью зависит от правильности оформления договоров с контрагентами, организации взаимодействия финансового менеджера с другими подразделениями аппарата управления и информированности высшего руководства о текущем состоянии финансовых ресурсов организации. Шубина Т.В., канд. экон. наук,начальник отдела стандартов и качества аудита ИКО «АНВЕСТ» К основным задачам организации документооборота относятся: определение видов договоров поставки; организация контроля за их исполнением; установление порядка контроля правильности, целесообразности и эффективности оформления и выполнения договоров поставки; составление графика документооборота; определение обязанностей и ответственности сторон договора и должностных лиц организации. Обязанности должностных лиц и подразделений организации в ходе исполнения договора поставки. Договор поставки — договор, по которому поставщик (продавец), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в процессе деятельности организации или в иных целях, не связанных с личным или другим подобным использованием. В процессе исполнения договора поставки и управления дебиторской задолженностью выделяют три этапа подготовки и движения документов: 1) распределение функций в процессе выбора поставщика и сбора информации; 2) составление договора и юридический контроль; 3) определение ответственных исполнителей. Рассмотрим содержание каждого этапа. 1. Распределение функций в процессе выбора поставщика и сбора информации. Отдел снабжения: а) согласовывает годовые потребности организации с потребностями производства; б) определяет потребность в товарах и сырье на год; в) конкретизирует номенклатуру и объемы поставок; г) согласовывает потребности организации на данном этапе с финансовой службой; д) налаживает контакт с должностными лицами фирмы-поставщика; е) собирает подробную информацию о поставщике; ж) представляет в юридическую службу изложение типовых ситуаций, возникающих при заключении договоров. Финансовая служба: а) согласовывает потребности организации в товарах и сырье с отделом снабжения; б) определяет потребность в оборотных средствах и составляет план платежей в зависимости от ожидаемых поставок; в) проводит экспертизу финансовой отчетности новых контрагентов. Юридическая служба: а) перед заключением договора с новой фирмой-поставщиком изучает информацию о ней:
б) представляет в финансовую службу характеристику фирмы-поставщика вместе с ее финансовой отчетностью для экспертизы на предмет финансовой устойчивости. 2. Составление договора и юридический контроль. Ответственность за составление договора и юридический контроль правомерности заключения сделки полностью ложится на финансовую и юридическую службы организации. Приведем примерный перечень их функций. Финансовая служба: а) уточняет наиболее важные моменты, связанные с оформлением контракта, подписанием и исполнением, в частности:
б) прогнозирует риски. Юридическая служба: а) разрабатывает проекты всех типовых договоров на основе данных, представленных отделом снабжения; б) при отсутствии типового договора под конкретный случай разрабатывает новый проект предстоящего договора; в) проверяет наличие доверенности, если организация контактирует с представителем контрагента; г) проверяет доверенность (реквизиты, подписи, печать, дату выдачи, срок действия, юридическое право и объем полномочий представителя и т.д.). 3. Определение ответственных исполнителей. Отдел снабжения: а) контролирует исполнение поставщиком его обязанностей согласно всем пунктам контракта; б) своевременно принимает установленные договором поставки и установленные действующим законодательством меры по предотвращению или минимизации потерь по сделке; в) организует погрузку, доставку и разгрузку товаров и сырья, когда согласно действующему договору поставки доставлять товары обязана организация; г) контролирует своевременность, надлежащее качество и количество поставки согласно контракту; д) в случаях нарушения условий контракта одной из сторон направляет в юридический отдел служебное письмо с просьбой о принятии необходимых мер. Бухгалтерия: а) осуществляет расчеты с поставщиками за поставляемые товары; б) контролирует правильность оплаты; в) следит за соблюдением сроков оплаты; г) оформляет соответствующие документы. Организационно-технологическая схема реализации договора поставки включает следующие этапы. Этап I: оформление договора. 1. Отдел снабжения оформляет проект договора и представляет его в финансовую службу. 2. Финансовая служба в случае согласия с содержанием договора визирует его и передает для юридического контроля в юридическую службу, в случае несогласия — возвращает договор со своими замечаниями на доработку в отдел снабжения. 3. Юридическая служба в случае согласия с содержанием договора визирует его и передает в отдел снабжения для оформления заключения сделки с поставщиком, в случае несогласия — возвращает договор со своими замечаниями на доработку в финансовую службу. 4. Отдел снабжения присваивает договору номер, оформляет его в двух экземплярах, организует подписание договора контрагентом, делает необходимое количество копий договора и передает договор с визами юридической и финансовой служб, подписями и печатями другой стороны на подпись генеральному директору организации. 5. Отдел снабжения передает после подписания генеральным директором полностью оформленный договор в финансовую службу на регистрацию. 6. Финансовая служба регистрирует договор и передает его копии в юридическую службу, бухгалтерию и отдел снабжения — исполнителю. Этап II: контроль за исполнением договора поставки. 1. Исполнитель (уполномоченное организацией лицо на контакт с контр- агентом) при наличии в договоре условия о предоплате организует получение с поставщика счета на предоплату. 2. Исполнитель передает полученный счет в финансовую службу на визу. 3. Финансовая служба удостоверяется в наличии договора, свободных оборотных средств, определяет возможность оплаты, визирует счет и передает его на подпись к оплате генеральному директору. 4. Подписанный генеральным директором счет передается в бухгалтерию для оплаты, где регистрируется в журнале представленных на оплату документов (форма 1). Форма 1 Журнал учета документов, поступивших для оплаты
5. Бухгалтерия проводит оплату и передает копии платежных поручений исполнителю. 6. Исполнитель уведомляет поставщика об оплате по данным бухгалтерии. 7. Бухгалтерия еженедельно (по пятницам) представляет в финансовую службу данные о дебиторской и кредиторской задолженности (форма 2). Форма 2 Журнал учета дебиторской и кредиторской задолженности
8. Финансовая служба на основании данных бухгалтерии анализирует дебиторскую и кредиторскую задолженность по каждому поставщику, а также определяет, по каким договорам превышены предельные сроки поставки, и еженедельно (по понедельникам) представляет отчет о просроченной дебиторской задолженности генеральному директору и в отдел снабжения для принятия необходимых мер (форма 3). Форма 3 Журнал учета просроченной дебиторской задолженности
Этап III: оформление закрытия договора. 1. Исполнитель проверяет наличие доставленных товаров по данным бухгалтерии, их соответствие условиям контракта. 2. Исполнитель проверяет соответствие качества доставленных товаров характеристикам и качеству товаров, оговоренным в контракте с фирмой-поставщиком. 3. Исполнитель составляет в случае окончания срока действия договора акт о закрытии договора и передает его на визу в финансовую службу. 4. Финансовая служба проверяет выполнение договора, визирует акт и передает его на визу в юридическую службу. 5. Юридическая служба удостоверяется в юридической правильности закрытия договора, визирует акт и возвращает исполнителю для оформления закрытия договора. 6. Исполнитель присваивает акту номер, оформляет его в двух экземплярах, организует подписание акта с контрагентом, делает необходимое количество копий и передает акт с подписями и печатями другой стороны и визами юридической и финансовой служб на подпись генеральному директору. 7. После подписания генеральным директором полностью оформленный акт о закрытии договора и его копии передаются в финансовую службу для регистрации. 8. Финансовая служба регистрирует акт и передает его копии в бухгалтерию, юридическую службу и отдел снабжения. 9. Финансовая служба ежемесячно представляет в отдел снабжения сведения о неисполненных договорах. Для управления дебиторской и кредиторской задолженностью, а также для анализа спроса на товары и их предложения необходимые данные могут быть представлены в форме 4. Форма 4 Дебиторы и кредиторы на 01 июля 2005 г.
Исходная информация для заполнения формы: 1. Заявки на капитальные вложения. 2. Договоры. 3. Счета поставщиков. 4. Данные о банковском счете (выписки, первичные документы). 5. Кассовые документы. 6. Данные о поступлении товарно-материальных ценностей, оказанных услугах (накладные, акты и т.п.). На основе полученных данных формируется файл дебиторов и кредиторов (заполняются графы 1, 2, 4—10). Рассчитывается контрольный срок дебиторской задолженности каждого дебитора (графа 3). Ежедневно по дебиторам и кредиторам составляется сальдо<*> (графы 1—1, 12). Если сальдо равно нулю, то данная запись о дебиторе (кредиторе) удаляется. <*> Сальдо формируется на основе предположения, что счет оплачен. Каждый понедельник формируется таблица дебиторов, чья плановая задолженность превышена (делается выборка данных о дебиторах, для которых: текущая дата — дата из графы 7 > графы 3). Форма 4 представляется в юридический отдел для ведения претензионной работы. Выписки из этой таблицы направляются соответствующим исполнителям. Не позднее 5-го числа каждого месяца формируется информация о просроченной (в соответствии с договорами) дебиторской и кредиторской задолженности, которая передается руководству. Ежеквартально (не позднее 15-го числа первого месяца, квартала) готовятся предложения по списанию дебиторской и кредиторской задолженности. Управление финансовыми отношениями осуществляется в рамках утвержденного финансового плана. В связи с этим при принятии решения об оплате счетов необходимо соблюдать определенную последовательность процедур: 1) проверка законности счета (наличия договора, соблюдения сроков оплаты); 2) проверка поставщика на предмет наличия просроченной дебиторской задолженности; 3) оценка возможности оплатить счет (сравнение сальдо по соответствующей статье сметы); 4) получение необходимых резолюций. Представленный алгоритм организации документооборота способствует формализации взаимодействий между подразделениями аппарата управления при организации финансовых отношений с контрагентами, что в свою очередь снижает финансовые риски организации вследствие минимизации субъективных факторов. Формирование базы данных о состоянии расчетов в совокупности с контролем за исполнением финансового плана (сметы, бюджета) позволяет принимать обоснованные решения по оттоку финансовых ресурсов, что в свою очередь положительно влияет на финансовую устойчивость организации. Регулярное информирование высшего руководства об уровне сверхнормативного отвлечения финансовых ресурсов с указанием конкретных уполномоченных контрактом с внешними контрагентами лиц организации способствует повышению ответственности исполнителей за качественное выполнение своих функций и финансовой дисциплины в целом. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||