Прочь условности в счетах-фактурах

Наталия МАРТЫНЮК

Если расчеты по договору выражены в условных единицах, потребуйте от поставщика оформить счет-фактуру в той валюте, к которой они привязаны. Иначе вы рискуете деньгами вашей фирмы: налоговые инспекторы скоро начнут отказывать в вычете НДС по счетам-фактурам, составленным в у. е.

Счета-фактуры, «номинированные» в условных единицах, – штука популярная, потому как удобная. Они позволяют выставить счет-фактуру на сумму, которая будет верной и на момент отгрузки, и на момент оплаты. Если же на товар, цена которого установлена в у. е., поставщик выставит счет-фактуру в рублях, посчитав стоимость по курсу на день отгрузки, то она скорее всего не совпадет с той суммой, которую позже заплатит покупатель – курс единицы-то меняется.

Что делать? Вносить исправления в счет-фактуру? Из-за этого покупатель может потерять деньги (подробности – на стр. 56). Составлять дополнительный счет-фактуру на разницу? Его статус сомнительный, и есть риск того, что инспекторы косо посмотрят на принятый по нему к вычету НДС. Да и выставить документ на разницу возможно, только если она положительная – налоговики не без оснований считают, что отрицательных счетов-фактур в природе не бывает (подробности – в майском номере «Расчета» за прошлый год на стр. 128). Проблемы не возникает лишь когда всю стоимость товара покупатель перечисляет авансом. Тогда, отгрузив товар, поставщик уже будет знать его стоимость и сумму налога в рублях, которые он и укажет в счете-фактуре.

Для того чтобы избежать этих проблем, обычно составляют счет-фактуру в условных единицах. Покупатель, регистрируя его в книге покупок в момент оплаты, посчитает стоимость товаров и сумму НДС в рублях по курсу единицы на эту дату. Так же поступит и поставщик, занося счет-фактуру в книгу продаж, если он считает НДС «по оплате». В ином случае ему придется делать записи в книге продаж дважды. Первый раз – в момент отгрузки на рублевые суммы по текущему курсу условной единицы. Второй раз – в момент оплаты на сумму разницы между рублевой стоимостью на день отгрузки и день оплаты.

Как видно, это гораздо проще, чем возиться с исправлением или заменой счетов-фактур. Поэтому именно так чаще всего и поступают. До сих пор инспекторы за редким исключением благосклонно относились к вычету по счетам-фактурам, составленным в условных единицах. А московские налоговики когда-то даже официально признали, что такие счета-фактуры вполне законны и имеют право на жизнь (письмо Управления МНС по г. Москве от 22 ноября 2002 г. № 24-1/56955).

В ФНС рекомендуют безусловные единицы

Теперь все изменится. «Счета-фактуры в условных единицах выставлять нельзя», – заявила на одном из прошлогодних семинаров замруководителя департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Наталия Комова. «Это противоречит Налоговому кодексу», – поддержал ее Всеволод Леви, замруководителя управления косвенных налогов ФНС, к которому мы обратились за разъяснениями.

Он заметил, что отказаться от прежней лояльности налоговиков заставляет грядущее в 2006 году введение электронных реестров счетов-фактур. Эффективно работать эта система будет при условии, что каждый счет-фактура оформлен так, чтобы в нее «вписаться», то есть в соответствии с представлениями налоговиков о правильном его заполнении. Зацепка же для того, чтобы объявить вне закона счета-фактуры в условных единицах, нашлась.

«Насчет заполнения счетов-фактур в иностранной валюте в Налоговом кодексе есть специальная оговорка. Пункт 7 статьи 169 допускает это в случаях, когда в иностранной валюте выражено обязательство по договору. А вот такой же оговорки для условных единиц в кодексе нет, – объяснил Всеволод Леви. – Поэтому счет-фактуру можно заполнять либо в рублях, либо в иностранной валюте. Третьего не дано».

Подход для налогового ведомства классический: «запрещено все, что прямо не разрешено». Вооружившись им, инспекторы «снимут» у покупателя вычет НДС по счету-фактуре, в котором суммы проставлены в условных единицах. Как и вычета не лишиться, и с инспекцией не спорить, в налоговом ведомстве подсказывают сами.

«Обратите внимание, что пункт 7 статьи 169 разрешает выставлять счета-фактуры в иностранной валюте, если в ней выражено обязательство по договору. Именно обязательство, а не оплата, – подчеркнул Всеволод Леви. – А устанавливая стоимость товара в некой условной единице, ее обычно привязывают к той или иной иностранной валюте, чаще всего к доллару или евро. При этом курс единицы определяют, к примеру, как центробанковский курс этой валюты плюс столько-то пунктов. В этом случае ничто не мешает считать, что обязательство оплатить товар выражено в иностранной валюте. Значит, в ней можно указать и суммы в счете-фактуре. Только на нем тогда нужно сделать пометку: «оплата в рублях по условиям договора такого-то». Поэтому теперь мы будем требовать, чтобы по договорам в условных единицах счета-фактуры оформляли либо в рублях, либо в валюте».

Действительно, от предложенного Всеволодом Леви способа эффект будет такой же, как от составления счетов-фактур в условных единицах. Исправлять или заменять счет-фактуру, выставленный продавцом при отгрузке, не придется. Поставщику, считающему НДС «по отгрузке», предстоит, как и в случае с условными единицами, единственная корректировка – в книге продаж, – да и та неизбежна в любом случае. Поэтому ему все равно, в каких денежных единицах оформлять счет-фактуру – в условных или в реальных. И пойти навстречу вашей просьбе выставлять ее в той валюте, к которой привязаны условные единицы, ему ничего не стоит.

Пункт не тот

Все бы хорошо, да вот только совет Всеволода Леви ни в одном официальном документе ФНС не фигурирует. Поэтому не факт, что инспекторы на местах одобрят его применение на практике. С них станется заявить, что в договоре обязательно выражено не в иностранной валюте, а в единицах, привязанных всего лишь к ее курсу. А значит, составлять в валюте счет-фактуру нельзя.

Тем, кто не хочет подобным образом рисковать, предстоит выбор: либо ввязываться в невыгодные корректировки рублевых счетов-фактур, либо отстаивать вычет по тем, которые составлены в условных единицах. Придется побороться за вычет и обладателям несговорчивых поставщиков, которые, невзирая на все просьбы, упорно будут указывать в счетах-фактурах суммы в у. е. Победить в этой борьбе вполне возможно.

Прежде всего, если Налоговый кодекс что-то прямо не предусматривает, то еще не значит, что он это запрещает. А все неясности положений кодекса нужно толковать в пользу налогоплательщиков (п. 7 ст. 3 НК). Если дело дойдет до суда, то доказать арбитрам, что неясность существует, легко: достаточно собрать все опубликованные по этому вопросу мнения – в большинстве своем они сводятся к тому, что суммы в счетах-фактурах можно указывать в условных единицах. Запрета на это ни в кодексе, ни в постановлении правительства, которым утверждены форма счета-фактуры и правила ведения книг покупок и книг продаж (постановление от 2 декабря 2000 г. № 914), не найти. Кстати, именно из-за отсутствия такого запрета авторы советов составлять счета-фактуры в условных единицах делают вывод, что ничего незаконного в них нет. Так рассуждали в упомянутом письме и московские налоговики.

Но не это главное. Важнее другое. Пункт 2 статьи 169 Налогового кодекса говорит, что основанием для вычета не может быть только такой счет-фактура, который составлен с нарушением правил, изложенных в пунктах 5 и 6 той же статьи. Поэтому инспекторы могут сколько угодно ссылаться на то, что счет-фактура в условных единицах не соответствует пункту 7 статьи 169 кодекса. Основанием для вычета он от этого быть не перестает. Ведь цена товара, его стоимость и сумма НДС в счете-фактуре, как требует пункт 5 этой статьи, указаны. А в каких единицах они должны быть указаны, этот пункт не уточняет – хоть в золотых слитках. Лишь бы в договоре был алгоритм пересчета сумм в этих единицах в рублевые, ведь они нужны для расчета налоговых обязательств. Кстати, с этой точки зрения в момент оплаты счета-фактуры в у. е. лучше делать на нем отметку о дате перечисления денег, рублевой сумме и существующем на этот день курсе условной единицы, который вы взяли для ее расчета.