DocList.Ru: Статьи03.11.2008 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приказ о налоговой политике на 2003 год для целей НДС |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приказ о налоговой политике на 2003 год для целей НДСфакс (095) 937-3451 / Приказ о налоговой политике на 2003 год для целей НДСЛюбой хозяйствующий субъект - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уплачивает различные виды налогов. Основными документами налогового законодательства в нашей стране являются Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Налоговая политика в Российской Федерации основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Согласно Налоговому кодексу РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налог считается установленным лишь тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Законно установленный налог налогоплательщик обязан правильно исчислить и вовремя заплатить в бюджет. В зависимости от того, насколько правильно налогоплательщик рассчитает налогооблагаемую базу и определит сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в конечном итоге зависит величина налоговых последствий для организации. Рассчитывая налоговую базу, налогоплательщик должен в течение всего финансового года пользоваться неизменными методами. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что налогоплательщик должен организовать систему обобщения информации для определения налоговой базы по каждому из налогов на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным налоговым законодательством, то есть, фактически, должен иметь учетную политику в целях налогообложения. Таким образом, начиная с 1 января 2002 года все организации должны составлять и утверждать две учетных политики предприятия – учетную политику в целях ведения бухгалтерского учета и учетную политику в целях налогообложения. Составление учетной политики в целях бухгалтерского учета процесс для бухгалтеров не новый. Это требование содержится в пункте 5 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года №34н. А вот до вступления в силу главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ порядок составления учетной политики организации для целей налогообложения законодательством установлен не был. Вопросы, касающиеся налогообложения, организации отражали в бухгалтерской учетной политике, составляемой в соответствии Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации’» ПБУ 1/98. В настоящее время, как было отмечено выше, необходимо утверждать две отдельные учетные политики: бухгалтерскую на основании ПБУ 1/98 и налоговую в соответствии со статьей 313 главы 25 Налогового кодекса РФ, так как определение учетной политики для целей бухгалтерского учета и целей налогового учета различны. Уточним определение учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета:
Обе учетные политики – бухгалтерскую и налоговую – можно утвердить одним приказом руководителя организации, но при этом необходимо каждую из них выделить в отдельный раздел. Приказ об утверждении учетной политики может быть оформлен следующим образом. УТВЕРЖДЕНО* Решение Совета Директоров от «___» _______________ ПРИКАЗ №__ г. Москва от «___» ____________ Об утверждении Положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 года № 60н, и частью второй Налогового кодекса РФ приказываю: утвердить прилагаемое Положение об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета на 2003 год в ___________________________. (название организации) Генеральный директор _____________ /____________________/ (подпись) ( расшифровка подписи) Примечание. *Приказ об утверждении Положения об учетной политике утверждается решением Совета директоров предприятия в тех случаях, когда в Уставе или других внутренних документах организации это специально оговорено. Далее детально рассмотрим формирование учетной политики в целях налогообложения по налогу на добавленную стоимость. Один из основных принципов формирования учетной политики, который изложен в ПБУ 1/98, - принцип последовательности применения учетной политики, то есть Однако этот принцип нельзя механически переносить на учетную политику по налогу на добавленную стоимость. Ниже объясним почему. Налог на добавленную стоимость регулирует глава 21 НК РФ. Требования, которые выдвигает глава 21 к учетной политике, изложены в статье 167 НК РФ. 1. В целях настоящей главы моментом определения налоговой базы в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения, если иное не предусмотрено пунктами 6 - 11 настоящей статьи, является: 1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг); 2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). 2. В целях настоящей статьи оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг), за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем - векселедателем собственного векселя. Оплатой товаров (работ, услуг), в частности, признаются: 1) поступление денежных средств на счета налогоплательщика либо его комиссионера, поверенного или агента в банке или в кассу налогоплательщика (комиссионера, поверенного или агента); 2) прекращение обязательства зачетом; 3) передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом. 3. В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях настоящей главы приравнивается к его реализации. 4. В случае прекращения встречного обязательства покупателя товаров (работ, услуг) по оплате этих товаров (работ, услуг) путем передачи покупателем - векселедателем собственного векселя оплатой указанных товаров (работ, услуг) признается оплата покупателем - векселедателем (либо иным лицом) указанного векселя или передача налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу. 5. В случае неисполнения покупателем до истечения срока исковой давности по праву требования исполнения встречного обязательства, связанного с поставкой товара (выполнением работ, оказанием услуг), датой оплаты товаров (работ, услуг) признается наиболее ранняя из следующих дат: 1) день истечения указанного срока исковой давности; 2) день списания дебиторской задолженности. 6. При реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе момент определения налоговой базы определяется как день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг). 7. При реализации налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства, дата реализации указанных товаров определяется как день реализации складского свидетельства. 8. При реализации финансовым агентом услуг финансирования под уступку денежного требования, а также при реализации новым кредитором, получившим указанное требование, финансовых услуг момент определения налоговой базы по указанным услугам определяется как день последующей уступки данного требования или исполнения должником данного требования. 9. При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса. В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи. 10. В целях настоящей главы дата выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления определяется как день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством. 11. В целях настоящей главы дата передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, определяется как день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг). 12. Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации. В случае, если налогоплательщик не определил, какой способ определения момента определения налоговой базы он будет использовать для целей исчисления и уплаты налога, то применяется способ определения момента определения налоговой базы, указанный в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи. Индивидуальные предприниматели в целях настоящей главы выбирают способ определения момента определения налоговой базы и уведомляют об этом налоговые органы в срок до 20-го числа месяца, следующего за соответствующим календарным годом.* Согласно норме, изложенной в данной статье НК РФ, учетная политика для целей обложения налогом на добавленную стоимость применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации. Самым важным элементом учетной политики по налогу на добавленную стоимость является момент определения налоговой базы. Дополнительным условием определения этого элемента учетной политики является следующее правило: если налогоплательщик не определил, какой способ определения налоговой базы он принимает для целей налогообложения, то налоговый орган вправе посчитать, что данный налогоплательщик определяет налогооблагаемую базу по мере отгрузки товаров (работ, услуг). Можно утверждать, что статья 167 НК РФ исключает принцип последовательности, который используется в бухгалтерском учете. Напротив, данная статья требует от налогоплательщика ежегодно устанавливать момент определения налогооблагаемой базы. Пример. ООО «Весна» занимается оптовой торговлей. В 2002 году учетная политика данного предприятия предусматривала, что момент определения налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость определялся «по оплате». В 2003 году ООО «Весна» предполагало, что момент определения налогооблагаемой базы останется прежним, исходя из принципа последовательности. Данный аспект не нашел отражения в приказе по учетной политике и, соответственно, организация не сообщила об этом в налоговый орган. В такой ситуации, в ходе налоговой проверки, налоговые органы будут иметь все основания считать, что в 2003 году ООО «Весна» определяет момент возникновения налоговой базы по мере «отгрузки» товаров (работ, услуг). Соответственно, у предприятия возникнут налоговые последствия, которые могут оказаться весьма существенными, ведь, занимаясь таким видом деятельности, как оптовая торговля, предприятие наверняка будет иметь достаточно большие обороты по реализации. Кроме того, данный способ вообще может оказаться невыгодным для предприятия, так как при нем происходит определенное изъятие из оборота денежных средств, в связи с тем, что налог начисляется раньше, чем получена выручка от покупателей. Из приведенного примера следует: если организация из года в год определяет налоговую базу по налогу на добавленную стоимость «по оплате», то она каждый год должна утверждать этот элемент учетной политики и извещать об этом налоговую инспекцию, чтобы не дать и малейшей возможности поставить это под сомнение. По поводу других элементов учетной политики по налогу на добавленную стоимость необходимо отметить следующее: налоговое законодательство не устанавливает обязанности подтверждать неизменность установленных методов учета каждый год. Следовательно, в отношении этих элементов учетной политики можно говорить о применении принципа последовательности, аналогичного тому, который применяется в бухгалтерском учете. Это относится :
Теперь поговорим о том, какие аспекты необходимо отразить налогоплательщику в приказе по учетной политике по налогу на добавленную стоимость. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика Предприятия, имеющие право на освобождение от обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ, принимают решение получать освобождение от обязанностей налогоплательщика или не получать его:
Итак, согласно пункту 1 статьи 145 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности 1 миллион рублей. Пример. ООО «Весна» занимается оптовой торговлей. Выручка от реализации товаров без НДС и налога с продаж в августе 2002 года составила 320 000 рублей, сентябре 2002 года - 200 000 рублей, в октябре 2002 года – 300 000 рублей. Исходя из этих данных, ООО «Весна» имеет право получить освобождение от обязанностей налогоплательщика, начиная с 1 ноября 2002 года. Однако не нужно забывать о пункте 2 статьи 145 НК РФ, которая запрещает получение налогоплательщиком права на освобождение, в том случае, если последний осуществляет реализацию подакцизных товаров или подакцизного минерального сырья. Внимание! Пункт 2 статьи 145 НК РФ достаточно спорный, при большой заинтересованности налогоплательщика в получении освобождения существует реальная возможность его получить, даже при условии осуществления реализации подакцизных товаров или подакцизного минерального сырья. Сегодня существует судебная практика, показывающая, что при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета операций по реализации подакцизных товаров и операций по реализации товаров, не облагаемых акцизами, можно получить освобождение (см. Определение Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 года №313-О «По жалобе гражданки Паутовой Людмилы Ивановны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 145 Налогового Кодекса РФ»). Согласно решению Конституционного Суда РФ налогоплательщик при условии ведения раздельного учета операций может получить право на освобождение, но только в части реализации не подакцизных товаров. Главное условие для получения освобождения – общая выручка от продажи подакцизных и неподакцизных товаров за три последовательных месяца не должна быть больше одного миллиона рублей без НДС и налога с продаж. Обратите внимание: считать эту выручку можно по-разному. Можно взять три последних календарных месяца, а можно посчитать выручку за последний квартал. Так посчитал Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (постановление от 2 декабря 2002 года № Ф04/4354-982/А46-2002). Таким образом, для получения освобождения от НДС расчет выручки можно определять двумя способами:
Внимание! Не имеют права на освобождение организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся импортом (пункт 3 статьи 145 НК РФ). В пункте 6 статьи 145 главы 21 НК РФ установлен перечень документов, которые подтверждают право организации на освобождение:
Внимание! После вступления в силу Федерального закона от 29 мая 2002 года №57-ФЗ, начиная с 1 июля 2002 года, налоговые инспекции не могут отказывать налогоплательщикам в праве на освобождении от НДС, если у них есть задолженность перед бюджетом по налогам. Кроме того, если ранее действовавший порядок предусматривал разрешительный порядок предоставления права на освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика со стороны налоговых органов, то сейчас ситуация несколько изменилась. Новая редакция главы 21 «Налог на добавленную стоимость» предусматривает уведомительный порядок. Это означает, что налогоплательщики, желающие получить освобождение и имеющие право его использовать, должны направить в налоговые органы уведомление и документы, подтверждающие право налогоплательщика на данное освобождение. Порядок получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика следующий. Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Так, если налогоплательщик хочет получить освобождение, начиная с апреля, то соответствующие документы он подает не позднее 20 апреля. Внимание! Документы необязательно приносить в налоговую инспекцию лично. Их можно отправить по почте заказным письмом (пункт 7 статьи 145 главы 21 НК РФ) Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика производится на срок, равный двенадцати последовательным календарным месяцам. По истечении указанного срока организации и индивидуальные предприниматели, которые были освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, представляют в налоговые органы письменное уведомление и документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала один миллион рублей. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели были освобождены от обязанностей налогоплательщика, выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит указанное ограничение, то, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения организации и индивидуальные предприниматели утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях. Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке. В случае непредставления налогоплательщиком документов по истечении срока освобождения (либо представления документов, содержащих недостоверные сведения) сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней. Момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров Как уже отмечалось выше, налогоплательщики в соответствии со статьей 167 НК РФ имеют право выбирать один из двух вариантов момента определения налогооблагаемой базы, разрешенных Налоговым кодексом РФ:
Оценив достоинства и недостатки каждого из предлагаемых вариантов, организация выбирает наиболее приемлемый для своего предприятия и закрепляет его в приказе по учетной политике. Выбранный вариант является обязательным для всех структурных подразделений организации. Если организация только создается, то учетная политика должна быть утверждена не позднее окончания первого налогового периода. Применение учетной политики для целей налогообложения начинается с момента создания вновь созданной организации. Внимание! В данном разделе налогоплательщику необходимо отметить, как и каким образом могут вноситься изменения в учетную политику предприятия. Так как в соответствии с пунктом 12 статьи 167 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» учетная политика в целях обложения НДС применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, все изменения, которые вносит организация в свою учетную политику по НДС, будут действовать только с начала следующего года. Так, например, если ООО «Весна» в 2002 году применяло метод «по отгрузке», то перейти на метод «по оплате» оно сможет не ранее, чем с 1 января 2003 года, и наоборот. При смене методов могут возникнуть следующие ситуации: а) «отгрузка» меняется на «оплату». При этом варианте особых сложностей не возникнет, так как НДС по отгруженным товарам, начисленный до 1 января предыдущего года, необходимо заплатить в бюджет до 20 января года, следующего за отчетным. А за товары (работы, услуги), отгруженные после 1 января, организация будет уплачивать НДС по мере поступления оплаты от покупателей; б) «оплата» меняется на «отгрузку». В этой ситуации, по товарам (работам, услугам), отгруженным до 1 января будет действовать старый порядок: налог по этим товарам (работам, услугам) нужно будет уплатить в бюджет по мере поступления оплаты за них. По товарам (работам, услугам), отгруженным после 1 января, необходимо будет начислять налог по мере их отгрузки. В этом случае хочется посоветовать организациям, решившим перейти с метода «по оплате» на метод «по отгрузке» предусмотреть раздельный учет платежей, поступающих от покупателей за товары, отгруженные в предыдущем и отчетном году. Разрабатывая учетную политику в целях обложения НДС, бухгалтеру необходимо помнить, что Налоговый кодекс РФ предусматривает для некоторых видов операций особый порядок определения даты реализации.
По операциям, перечисленным в данной таблице, можно дать налогоплательщикам один совет: Если таких операций организация ранее не осуществляла, то не стоит спешить определять их в приказе об учетной политике. Налоговый кодекс РФ прямо не предусматривает такой нормы: если какая-то из перечисленных методик организацией ранее не применялась, то ее нельзя считать элементом учетной политики. Однако налоговое законодательство не предусматривает и обратное. Таким образом, организация вправе вообще не утверждать никакой методики до тех пор, пока указанные хозяйственные операции не встретятся в ее деятельности впервые. А когда такие операции появятся, организация вправе определить по ним метод учета. Такие добавления в учетную политику предприятия не могут быть классифицированы, как изменения, внесенные в учетную политику. Налоговые ставки В данном разделе налогоплательщик должен указать размер применяемых налоговых ставок. На сегодняшний день статья 164 НК РФ устанавливает три ставки: 0,10 и 20%. Если организация осуществляет реализацию по разным ставкам, то налогоплательщику следует обеспечить раздельный учет операций, облагаемых по разным ставкам, чтобы иметь возможность начислять налог, исходя из действующих ставок для различных товаров (работ, услуг). Потому что, хоть Налоговый кодекс РФ и не требует ведения раздельного учета операций в такой ситуации, но при отсутствии такового налогоплательщик должен будет исчислить и уплатить в бюджет налог, исходя из действующей максимальной ставки – 20%. Как это может повлиять на финансовое положение предприятия, можно судить из следующего примера. Пример. Торговое предприятие ООО «Славянка» продает в розницу продовольственные товары с разными ставками НДС. За январь 2003 года реализация товаров населению за наличный расчет составила 1 250 380 рублей, в том числе:
ООО «Славянка» организовало ведение раздельного учета реализации товаров. Рассчитаем сумму НДС, которую необходимо начислить с данного товарооборота. Вспомним, из чего складывается цена товара в рознице - собственно цена товара, которую заплатили поставщику, + величина торговой наценки + НДС с продажной стоимости товара + НП с розничной цены, включая НДС. То есть, если раньше торговая наценка представляла собой сумму расходов на продажу, плановой прибыли и НДС, приходящегося на торговую наценку (по расчетным ставкам 9,09 и 16,67 %), то в настоящее время торговая наценка представляет собой сумму расходов на продажу, плановую прибыль от торговых операций, НДС с продажной стоимости товара и сумму налога с продаж с розничной цены, включая НДС. Значит, чтобы определить налогооблагаемую базу, из товарооборота необходимо сначала убрать налог с продаж. Под налог с продаж подпадает группа товаров, оборот по реализации которых - 829 865 рублей.
Общая сумма начисленного НДС = 131 724,60 + 38 228,64 =169 953,24 руб. Общая сумма налога с продаж = 39 517,38 руб. Общая сумма налогов =209 470,62 руб. Теперь посмотрим, в какую ситуацию попадет предприятие при отсутствии раздельного учета по реализации товаров по налогу на добавленную стоимость и по налогу с продаж. Отсутствие раздельного учета по НДС (раздельный учет по налогу с продаж ведется):
Общая сумма начисленного НДС = 201 810,44 руб. Общая сумма налога с продаж = 39 517,38 руб. Общая сумма налогов =241 327,82 руб. Отсутствие раздельного учета по налогу с продаж (раздельный учет по НДС ведется): 1. Сумма налога с продаж = 829 865:105% х5% = 39 517,38 руб.
Общая сумма начисленного НДС = 131 724, 60 + 36 408,23 = 168 132,83 руб. Общая сумма начисленного налога с продаж = 59 541,90 руб. Общая сумма налогов =227 674,73 руб. Отсутствие раздельного учета по обоим налогам:
Общая сумма налогов =257 978,92 руб. Приведенный пример убеждает в том, что отсутствие раздельного учета на предприятии негативно сказывается на его прибыли. Однако, как организовать ведение раздельного учета на предприятии, не сказано ни в одном документе. То есть, универсальной методики действующий порядок ведения бухгалтерского учета сегодня не предлагает. А это очень сложная проблема. Видимо, в целях исчисления НДС при реализации товаров по разным ставкам налогоплательщикам следует самостоятельно разрабатывать порядок ведения раздельного учета на своем предприятии и закреплять методы учета в приказе по учетной политике. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) Если налогоплательщик осуществляет операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), то этот аспект также должен найти свое отражение в приказе по учетной политике. Налоговый кодекс РФ в статье 149 главы 21 устанавливает перечень операций, не подлежащих налогообложению. Применяя данную статью, необходимо учитывать разъяснения МНС РФ, изложенные в пункте 6 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость», утвержденные Приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 года №БГ-3-03/447 (в редакции от 17 сентября 2002 года) Внимание! Осуществляя операции, подпадающие под льготный налоговый режим, вы, тем не менее, остаетесь плательщиком данного налога. Основное требование, которое предъявляет законодательство к плательщикам НДС, – это декларирование, которое фактически представляет операции, осуществленные налогоплательщиком и являющиеся объектом обложения НДС. Таким образом, все налогоплательщики обязаны представлять декларации в налоговые органы. Частота представления деклараций зависит от налогового периода, который устанавливается в соответствии со статьей 163 НК РФ: 1. Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как календарный месяц, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи. 2. Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал. То есть, налоговый период зависит от суммы выручки, которую имеет налогоплательщик. Сегодня этот показатель оторван от объекта налогообложения. До введения новых Методических рекомендаций этот показатель рассчитывался в соответствии с пунктом 50 Приказа МНС РФ от 20 декабря 2000 года № N БГ-3-03/447 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость"». Новая редакция данного документа, принятого 17 сентября 2002 года, внесла существенные изменения в порядок определения данного показателя. Теперь при расчете показателя выручки, требуемого для определения налогового периода, налогоплательщика необходимо обращаться к тем требованиям, которые выдвигает статья 167 НК РФ. То есть обязательно должен учитываться принцип, который принят организацией для определения налогооблагаемой выручки. Ранее это требование не выдвигалось, и налогоплательщики при расчете данного показателя поступали по-разному. Теперь Министерство по налогам и сборам окончательно высказало свою позицию по данному вопросу. Кроме того, требования, которые выдвигаются к расчету данного показателя, закреплены и в Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной Приказом МНС РФ от 21 января 2002 года № БГ-3-03/25 (в редакции от 6 августа 2002 года № БГ-3-03/416)(см. заполнение приложения «Г») Исходя из вышеизложенного, сформулируем правило, на которое налогоплательщику необходимо обратить особое внимание. Сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для вышеназванных целей следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения исходя из выручки от реализации, как облагаемых, в том числе по ставке 0%, так и не облагаемых налогом товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (статьи 147 и 148 НК РФ). Выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности, не включается в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей исчисления НДС. Не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) также суммы денежных средств, перечисленные в статье 162 НК РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги). В выручку от реализации товаров (работ, услуг) не должны включаться операции:
Таким образом, определяя налоговый период по данному налогу, налогоплательщик должен быть особенно внимательным, так как неправильно установленный показатель может привести к негативным последствиям – наложению штрафных санкций. Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) В данном разделе налогоплательщик должен подробно описать порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). В Налоговом кодексе РФ этот порядок закреплен в статьей170 Этот момент очень важен, так как организация может осуществлять: а) только налогооблагаемые операции; б) только не облагаемые налогом операции; в) и те и другие операции. От того, какой вариант у налогоплательщика, зависит порядок отнесения сумм налога на затраты. Вариант «а». Налогоплательщик должен отразить в учетной политике следующее: суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе на таможенную территорию России не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц). В этом случае суммы налога, уплаченные налогоплательщиком, предъявляются к возмещению из бюджета при соблюдении всех требований, содержащихся в НК РФ. Вариант «б». При данном варианте налогоплательщик должен закрепить в своей учетной политике такое положение: Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях: 1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения); 2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; 3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с настоящей главой либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога; 4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 настоящего Кодекса. Если по вышеперечисленным операциям налогоплательщик принял суммы «входного» НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, то соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет (пункт 3 статьи 170 главы 21 НК РФ). Вариант «в». Во-первых, следует сказать, что это наиболее трудоемкий вариант. Если в деятельности налогоплательщика присутствуют, как облагаемые, так и освобожденные от налогообложения операции, то учетная политика для целей налогообложения должна быть основана на пункте 4 статьи 170 НК РФ: Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции: учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость; принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость; принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период. В аналогичном порядке ведется раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается. Налогоплательщик имеет право не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг) в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 настоящего Кодекса. Чтобы стало понятно, рассмотрим на конкретном примере, как будет распределен «входной НДС» при покупке основного средства при варианте «в». Пример. Организация, имеющая лицензию, оказывает населению медицинские услуги. Значит, она осуществляет деятельность, подпадающую под льготу в соответствии с пунктом 2 статьи 149 НК РФ. Одновременно организация предоставляет косметические услуги, которые не подпадают под действие льготы. 10 августа 2002 года организация приобрела основное средство (компьютер) стоимостью 30000 рублей (в том числе НДС – 5000 рублей). Расходы по транспортировке компьютера составили 600 рублей (в том числе НДС – 100 рублей). Сумма выручки от косметических услуг (облагаемый оборот) – 240 000 рублей (в том числе НДС – 40 000 рублей), от не облагаемого налогом вида деятельности – 50 000 рублей. Оплата компьютера, ввод его в эксплуатацию, принятие НДС к вычету и увеличение стоимости компьютера на сумму НДС осуществлены 12 августа 2002 года. Учет хозяйственных операций будет отражен следующими проводками:
|