Рынок автокредитования продолжает динамично развиваться и сейчас является наиболее востребованным продуктом банковской розницы.

По данным банка «Русский Стандарт», рост рынка за I полугодие 2006 года составил около 20%. Аналитики НБ «ТРАСТ», в свою очередь, оценили, что на 1 апреля 2006 г. на долю автокредитов пришлось 4,9 млрд долл. Таким образом, при ежемесячном росте около 3% (сложный процент) объем рынка автокредитования по итогам полугодия 2006 года увеличился до 5,4 млрд долл.

Рост выданных автокредитов мог быть и выше из-за избыточного спроса на иностранные авто, но производители не успевают удовлетворять все желания клиентов. В соответствии с данными НБ «ТРАСТ», количество «кредитных» иностранных машин должно вырасти до 990 тыс. авто к концу 2006 года, в то время как в 2003 году этот показатель составлял 220 тыс. штук. Спрос же на автокредиты для российских и поддержанных авто умеренно снижается.

Самым «автокредитным» банком, как и в 2005 году, остается «Росбанк». За первое полугодие 2006 года ему удалось выдать кредитов на сумму более 550 млн. долл. На второе место вышел «МДМ-банк», предоставив на 317 млн. долл. Третье место досталось «Международному Московскому банку» - 196 млн.долл.

Банк Выдано автокредитов в I полуг. 2006 г., тыс. $ Изм. по сравнению с аналогичным показ. 2005 г., %
1 Росбанк 550 866.4 105.57
2 МДМ-Банк 317 667.7 120.16
3 Международный Московский Банк 196 400.0 134.37
4 Русский Стандарт 187 500.8 893.41
5 Райффайзенбанк 177 714.5 3.24
6 Уралсиб 122 200.0 6.72
7 Национальный Банк Траст 102 648.0 2 467.97
8 Газпромбанк 89 500.0 138.03
9 Импэксбанк 77 811.3 35.41
10 Собинбанк 73 910.0 304.56
11 Союз 68 000.0 6.25
12 Промсвязьбанк 67 296.3 2 663.99
13 Московский Банк Реконструкции и Развития 62 000.0 4 312.68
14 Юниаструм Банк 60 150.0 268.57
15 Агропромкредит 58 225.9 287.48
16 Авангард 57 843.8 85.47
17 БСЖВ 56 300.0 141.29
18 Финансбанк 50 017.1 129.38
19 Промышленно-Строительный Банк 45 019.1 84.43
20 Московский кредитный банк 44 022.8 23.58
21 Бинбанк 32 732.9 6 769.82
22 Экстробанк 29 500.0 150.00
23 АК Барс 26 919.6 295.74
24 Северная казна 23 095.1 136.45
25 Запсибкомбанк 19 628.3 -14.82
26 Москоммерцбанк 15 796.2 -
27 Абсолют банк 13 762.1 -
28 Экспресс-Волга 13 344.7 80.13
29 Агроимпульс 12 579.4 0.00
30 Югбанк 12 541.0 236.69
31 Балтинвест банк 11 729.0 -
32 Возрождение 10 786.0 44.31
33 Ижладабанк 10 695.5 24.49
34 Драгоценности Урала 10 356.5 372.89
35 Росевробанк 9 501.0 497.49
36 Ами-Банк 8 837.6 125.90
37 Транскапиталбанк 8 144.8 651.97
38 Севергазбанк 7 445.0 92.28
39 Газбанк 7 124.0 303.85
40 МДМ-Банк СПб 6 735.0 -
41 Кредит Урал Банк 5 606.8 26.12
42 Зенит 5 500.0 161.90
43 Автокредитбанк 4 563.0 7.94
44 Башкомснаббанк 4 020.4 200.25
45 Уралтрансбанк 3 925.8 164.82
46 Пробизнесбанк 3 490.7 1 868.62
47 Банк Жилищного Финансирования 2 157.2 18.98
48 Форштадт 1 422.4 85.66
49 Автовазбанк 1 349.2 -30.77
50 Социнвестбанк 957.6 -
51 Русский Банк Развития 681.2 -
52 Алмазэриэнбанк 453.2 766.05
53 Русь 270.0 -
54 Тольяттихимбанк 262.2 327.32
55 Ижкомбанк 86.0 -
56 Липецккомбанк 80.9 -
57 Левобережный 45.5 -59.91
58 Автоградбанк 32.3 -83.73
59 Углеметбанк 32.0 -
60 Русь-Банк 20.3 149.20

«Росбанк» можно также признать и самым розничным банком на рынке автокредитов. Количество выданных кредитов за первое полугодие превышает 50 тыс. штук. Этот банк имеет широкую региональную сеть, а также предлагает клиентам широкий выбор автопродуктов. Второе место занимает банк «Русский стандарт», выдав немного меньше - 46 тыс. ссуд. На третьем месте с большим отрывом находится «МДМ-банк» - 25,5 тыс. штук.

Наиболее существенных результатов по итогам первого полугодия 2006 года достиг банк «Русский стандарт». В тройке лидеров по количеству выданных кредитов он продемонстрировал наибольший рост. Что же касается объемов выданных кредитов, то «Русский стандарт» вплотную подошел к top3, заняв четвертую строчку, и это с учетом преобладания кредитов на российские авто (67%) в общем объеме выданных ссуд.  

Из банков, выдавших в I полугодии 2005 году автокредитов на сумму более 1 млн. долл., лидером по приросту объемов автокредитования стал «Московский Банк Реконструкции и Развития», увеличив сумму кредитов с 1,4 млн. долл. по итогам первого полугодия 2005 года до 62 млн. долл. за полгода 2006. Также активно наращивают объем выданных автокредитов «Промсвязьбанк» (до 67,3 млн долл.) и НБ «ТРАСТ» (до 102,6 млн долл.).

Сейчас уже порядка 40% приобретенных новых машин приходится на долю «кредитных». Рынок автокредитов является одним из наиболее конкурентных среди банковской розницы. Процентные ставки по ссудам практически сравнялись у большинства банков, при этом привлекать клиентов за счет их понижения кредитным организациям не выгодно, так как они уже практически достигли допустимых минимальных значений. Так, аналитики банка «Русский стандарт» отмечают, что на рынке уже существуют примеры, когда ставка по кредиту фактически ниже ¾ ставки рефинансирования. Но во избежание проблем с законодательством (разница должна облагаться налогом), ставка за кредит, прописанная в договоре, не опускается ниже этого порога, а разницу оформляют в виде скидки на автомобиль или кредит оформляется по договору факторинга.

Низкие процентные ставки по автокредитам определяются также достаточно небольшим риском для банков при работе с данным видом розничных продуктов. Этот вид кредитования выгоден банкам тем, что машина является одновременно обеспечением по кредиту до момента его полного погашения.

В рамках жесткой конкуренции банки начинают улучшать качественные показатели кредитов. Сроки кредитов растут, количество предоставляемых документов сокращается, увеличивается разнообразие программ. Теперь будущие автовладельцы могут взять кредит с нулевым первоначальным взносом или беспроцентной рассрочкой платежа, кредит на новый и подержанный авто. Сегмент кредитования подержанного авто еще не развит. По данным банка «Русский Стандарт», только 10-15% машин, бывших «на ходу», приобретаются в кредит. Директор департамента исследований и бизнес аналитики НБ «ТРАСТ» Евгения Моисеева дает более скромные цифры, отводя на долю «кредитных» подержанных авто всего 8%. Она отмечает, что порядка 67% клиентов приобретают поддержанные автомобили у частных лиц. «При появлении достаточно интересных предложений у банков на покупку подержанного автомобиля в кредит у частного лица, доля покупок подержанных в кредит возрастет»-комментирует Е. Моисеева. Некоторые банки уже начали предлагать подобные программы потребителям.

Заместитель председателя правления «Абсолют банка» Олег Скворцов добавляет, что в привлечении новых клиентов огромную роль играет сотрудничество с автосалонами и брокерами, поэтому одним из приоритетных направлений работы банков является развитие широкой партнерской сети.

В 2006 году О. Скворцов прогнозирует рост доли автомобилей, реализованных с помощью кредитных программ, до 35-45%. Пропорционально развитию рынка автопродаж будет расти популярность кредитных программ, в том числе в регионах, где востребованность кредита на покупку автомобиля также увеличивается.

 
Автор статьи: Екатерина Карамышева РБК.Рейтинг