DocList.Ru: Статьи16.04.2009 |
|
Шанс на развитие |
|
Малые предприятия (МП) нуждаются в средствах для развития, но лишь 10% из них могут получить кредиты. Почему же нет бума на рынке микрофинансирования? Сегодня уже складывается двухуровневая система банковского кредитования малого бизнеса (МБ). Крупнейшие банки и международные финансовые организации выделяют средства для программ кредитования и принимают на себя значительную часть кредитного риска. Банки-агенты второго уровня выдают кредиты и ищут проекты финансирования. Зачастую они используют технологии и методики кредитования, которые заимствуют у банков-организаторов первого уровня. Такая модель не исключает реализацию самостоятельных программ кредитования отдельными банками. Однако большинство наших банков не готовы одновременно кредитовать малый бизнес и выступать организаторами программ кредитования для сторонних банков-провайдеров. Хлопот больше, чем прибылиДело в том, что большинство финансовых посредников в регионах существуют за счет краткосрочных вкладов. Потому эти банки не могут предоставлять долгосрочные займы предпринимателям для обновления основных фондов. Банки ограничиваются краткосрочным кредитованием на пополнение оборотных средств (на срок до 1 года, а чаще - на 3-6 месяцев). Такая осторожность повышает надежность местных банков, но, к сожалению, краткосрочные займы не дают возможности МП модернизировать свое производство. Кроме того, большинство региональных банков относительно невелики. Даже средние займы местным предприятиям на обновление их производственной базы создают для таких банков повышенные кредитные риски. К тому же выдача этих кредитов небольшими банками может повлечь за собой нарушение ряда нормативов, установленных Банком России. Банки не способны в одиночку обеспечить всех микрокредитамиБанки неохотно идут на выдачу большого числа мелких займов ввиду высоких операционных издержек, связанных с оценкой и контролем каждого из них. В результате даже МП, желающие получить кредит на сумму от $10 до $20 тыс., испытывают трудности с поиском внешних источников финансирования. У региональных банков нет современных эффективных технологий кредитования МП. Отпугивают их и высокие риски при кредитовании МП, и ограниченные возможности по обеспечению этих кредитов. Так, на Западе, как свидетельствует статистика, в течение первых пяти лет с момента создания более 70% малых предприятий проходит через процедуру банкротства. Также мешает осваивать перспективный рынок микрофинансирования отсутствие механизмов разделения кредитного риска по кредитам МП. Например, не существует системы гарантий и страхования рисков невозврата по кредитам. Расходы, связанные с обращением взыскания на предмет залога, слишком высоки. Сегодня вернуть залог через суд достаточно сложно, на это уходит много времени и средств. К тому же отсутствуют адекватное залоговое законодательство и инфраструктура реализации залогов. Если следовать действующим нормативным актам, то залог, как правило, реализуется не более чем за половину его действительной стоимости. Продажа залога осуществляется через систему тендеров, и его цена заметно падает из-за плохой организации торгов. Потому банки-кредиторы требуют от потенциальных заемщиков 200% залогового обеспечения кредита, что не под силу многим МП. Чтобы принять кредитное решение, банкам не хватает существующей статистики по малому бизнесу. Малые предприятия зачастую предоставляют не настоящий бизнес-план, а "полуфабрикат", который не находит своего инвестора или кредитора. Только что созданное предприятие имеет минимальные шансы на получение кредита. Банки просто не финансируют предпринимателей на нулевом цикле развития бизнеса. Как правило, финансовые организации устанавливают минимальный срок, в течение которого МП должно не только просуществовать, но и показать прибыль. Например, минимальный период в КМБ-банке - 3 месяца. Кроме того, в большинстве случаев обязательным условием получения займа является перевод на обслуживание в банк расчетного счета малого предприятия - исключения, хотя и редко, но бывают (в их числе НБР и "УРАЛСИБ"). Хотеть - значит действоватьГлавной проблемой для выдачи кредита остается отсутствие или недостаточность стартового капитала малого предприятия . Чтобы исправить критическую ситуацию, нужны усилия обеих сторон. Для кредитных организаций могут быть эффективны следующие способы решения проблем:
Комплекс мер, связанный с преодолением внутренних трудностей малых предприятий, является, по сути, перечнем мероприятий по поддержке малого бизнеса. Среди них можно выделить лишь те шаги, которые в большей степени, нежели остальные, способны в кратчайшие сроки обеспечить заметный эффект:
БАНКИ ХОТЯТ, НО НЕ МОГУТЭкономические особенности банковского кредитования малого бизнеса:
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ХОТЯТ, НО НЕ МОГУТУ предпринимателей полно своих внутренних проблем, которые затрудняют получение банковских кредитов. Это:
Не хватает системыСовокупность разрозненных финансовых организаций, предлагающих бизнесу различные кредитные услуги, может рассматриваться как система, только если будут выстроены устойчивые финансовые отношения между ее различными элементами - банками, кредитными кооперативами, лизинговыми компаниями, венчурными фондами, направленные на предоставление, а также аккумулирование, рациональное перераспределение и, в конце концов, привлечение финансовых ресурсов. Неприемлемо, если государственные ресурсы, средства федеральных и региональных бюджетов или кредиты международных финансовых организаций считаются единственным или главным источником реализации программ кредитования малого бизнеса. Поэтому одним из важнейших качеств системы кредитования малого бизнеса должна стать "самодостаточность", способность привлекать ресурсы с рынка капиталов, аккумулировать сбережения и накопления граждан при минимально необходимом и максимально эффективном посредничестве государства. Представляется, что главными проводниками в данном случае могли бы выступать банки и участники рынка ценных бумаг. Между тем, отмечая успехи банков по наращиванию кредитных портфелей за последние 2-3 года, ни в коем случае нельзя сводить саму систему кредитования исключительно к рамкам банковского сектора. Кредитные организации не могут в одиночку решить задачу обеспечения финансовыми ресурсами, прежде всего небольшим кредитом, сегмент вновь создаваемых малых и семейных предприятий. Но именно этот вид предприятий, как ожидается, мог бы особенно активно рождаться в экономике в ближайшие годы. Главной нерешенной проблемой в обеспечении кредита остается отсутствие или недостаточность стартового капитала предприятий МБ. При оформлении кредитной сделки клиент пытается получить необходимую сумму полностью на 100% от банка. При этом банк заинтересован, чтобы была в достаточном размере доля собственного финансового участия клиента в данном кредитном проекте. Банк считает, что только так у клиента будут заинтересованность в развитии начатого дела и желание вернуть кредит. Не менее востребованными, нежели банковский кредит, будут финансовые услуги кредитных кооперативов и иных некредитных организаций, деятельность которых может стать наиболее результативной при продуманной государственной поддержке. Где, что, сколько 150 микрофинансовых топ-организаций мира - по состоянию на 1 января 2006 г. - имели совокупный портфель займов в размере около $5 млрд., обслуживая при этом более 20 млн. клиентов. В России, по данным на 1 января 2006 г., действовало около 1200 небанковских МФО (в первую очередь, кредитные потребительские кооперативы и фонды поддержки малого предпринимательства). Они обслуживали около 400 тыс. клиентов, при этом совокупный портфель микрозаймов равнялся приблизительно $500 млн., а средний уровень просрочек по этим займам составлял около 3%. |
|