DocList.Ru: Статьи23.03.2009 |
|
Свой бизнес: особенности букмекерского бизнеса |
|
Здесь нет ярких вывесок, рулеток и автоматов — напротив, все довольно скромно: небольшая будка в торговом центре, сверху донизу обвешанная списками. Так выглядит стандартная букмекерская касса по приему ставок. Минимум антуража и максимум азарта, причем азарта интеллектуального, как настаивают участники этого бизнеса. В последние годы количество букмекерских контор росло в геометрической прогрессии, в том числе и в Интернете. Но эта эйфория может очень скоро закончиться. Ничего святого Пожалуй, один из самых экзотических видов ставок придумали итальянские букмекеры. В момент конклава, который должен был определить имя нового Папы Римского, они расположили свои кассы прямо на площади Святого Петра и активно зазывали публику делать ставки на кандидатов, претендующих на пост главы Святого Престола. С самого начала лидером был выбранный в итоге декан коллегии кардиналов Йозеф Ратцингер. На него ставки принимались по коэффициенту 1 к 3. На архиепископов Парижа и Милана Жан Мари Лустиже и Диониджи Теттаманци — 1 к 7. То есть в итоге букмекеры угадали. В России тоже есть экзотические ставки. Они, правда, не касаются религии, зато у нас можно заработать на новом замужестве Аллы Пугачевой. Если она выйдет замуж в течение полугода, то счастливчик получит в восемь раз больше поставленной суммы. Чтобы сделать ставку, не нужно предъявлять паспорт или другой документ, достаточно назвать событие и внести определенную сумму. Традиционно российские игроки ставят от 500 до 2 000 рублей. «Крупные ставки бывают очень редко, — объясняет кассир сети «Фаворит» Александра. — Есть азартные люди, которые ставят не одну тысячу рублей, есть постоянные игроки. Но в основном — по несколько сотен». Букмекеры вводят массу ограничений: например, нельзя ставить меньше 200 рублей и больше 10–15 тысяч. Существуют ограничения и по максимальному размеру выигрыша. Например, в одной из самых крупных сетей «Марафон» клиент не может выиграть больше миллиона рублей. То есть, конечно, может, но на руки получит только миллион. Почти как в лотерее с максимальным джек-потом. Впрочем, здесь стараются отстраниться от любого сравнения с игорным бизнесом (хотя, по сути, конечно, именно так и есть). «Тут не просто кинул монету или поставил на «красное» или «черное» — и ждешь результата, тут нужно анализировать и принимать решение: это интеллектуальная игра, — объясняет исполнительный директор букмекерской конторы «Чемпион Плюс» Николай Саркисян. — Если ты выигрываешь, то это не везение, а результат твоих умозаключений». Оформление ставки занимает не больше минуты: клиент получает на руки квитанцию и кассовый чек, подтверждающий, что он внес деньги. Все, что остается — дождаться события. Событием, кстати, называется любое действие: выигрыш или проигрыш команды, первый забитый гол или даже отмена матча из-за погоды. «Азарта больше, когда деньги платишь: матч становится интереснее смотреть, да и выигрывать приятнее», — говорит профессиональный игрок Сергей, который сделал сразу пять ставок в кассе «Фаворита». Сергей уверен, что букмекерскую контору можно «обмануть». По его собственным словам, существуют методики и даже специальные программы, позволяющие оценить правильный результат, хотя сам он выигрывает не очень часто. Это свидетельствует о том, что удача тоже необходима, но в отличие от остальных видов азартных игр ставка на исход события чаще все-таки чем-то обосновывается. «Помимо желания заработать есть еще и возможность доказать свою осведомленность, использовать свой опыт, интеллект и знания, — говорит Саркисян. — Игроки вырабатывают свои собственные стратегии, вычисляют проценты вероятностей, выдумывают различные способы, как выиграть или, скажем, как минимизировать проигрыш». Кстати, в соответствии с законодательством каждый игрок должен заплатить с выигрыша 35% налога. Закон не налагает на букмекерские конторы обязательство сообщать в налоговые органы о получателях выплат. Поэтому уплата налога в значительной степени остается на совести игрока. Как сообщили «Бизнес-журналу» в одной из московских налоговых инспекций, за пятнадцать лет там не встречали ни одного налогоплательщика, который указал бы в декларации выигрыш, полученный в букмекерской конторе. Даже наличие «профессиональных везунчиков», как свидетельствуют данные Национальной ассоциации букмекеров, не мешает каждой кассе зарабатывать «чистыми» до 100 тысяч рублей в месяц. «Расходы не слишком большие. В первую очередь это налоги, аренда и зарплата персонала, — объясняет управляющий букмекерской сети «Гол» Анатолий Школьников. — У нас сейчас работает около 850 человек и 200 точек приема в России и СНГ». Как нетрудно догадаться, в России 95% ставок — это различные спортивные мероприятия. В основном — футбол, на втором месте хоккей, баскетбол, волейбол. Затем идут теннис и другие спортивные соревнования, интерес к которым просыпается во время значимых событий, таких как чемпионаты Европы и мира или олимпиады. Постепенно букмекеры пытаются расширить перечень услуг. Например, сейчас существует несколько проектов с возможностью делать ставки на политические события — это очень популярно в Европе и США. Но, скажем, до Англии, где разрешено ставить даже на то, пойдет в выходные дождь или нет, нам еще далеко, с сожалением констатируют российские участники рынка. Ведь для них развитие «неспортивных» ставок — это возможность привлечь новых потребителей услуг. «У нас тоже можно сделать ставку на погоду на Новый год. Или, например, мы принимали ставки на то, выдаст ли Россия Великобритании Лугового, — говорит Анатолий Школьников. — Но это единичные случаи, меньше 0,5% от объема ставок». Пожалуй, отчасти это объясняется еще и тем, что букмекерский бизнес в России довольно молод. Он появился в середине 90-х годов, а отраслевая ассоциация сформировалась лишь в 2005-м. К тому же сразу после появления многие букмекерские конторы подорвали доверие игроков. Двенадцать лет назад в России было около тысячи букмекерских компаний, а сейчас осталось примерно 300. Остальные закрылись, не выдержав конкуренции, причем многие исчезли за один день, прихватив ставки игроков. «Сейчас успешно работать может контора, у которой в листе от 800 до тысячи событий, — поясняет Школьников. — Между тем многие фирмы предлагали базу всего из 5–20 событий. Игрокам это просто неинтересно, так массового клиента не найти». Неофициальные цифры свидетельствуют, однако, о другом. Сейчас все небольшие заведения уходят в Интернет. Развитие онлайн-букмекерства — новое направление в этом бизнесе, причем здесь сосчитать всех участников практически невозможно. В поисковиках из первого десятка ссылок, найденных по запросу «букмекерская контора», половина придется на интернет-заведения. Ставки здесь принимаются с помощью различных платежных систем: Яндекс.Деньги, WebMoney и других. Причем ставить можно от — Сейчас онлайновую букмекерскую контору в готовом виде можно купить за сто долларов, и пока эта деятельность ничем не ограничена и не запрещена, — пояснил «Бизнес-журналу» сотрудник одной из таких фирм Григорий. — А если так, то мы можем привлекать клиентов только честностью. Например, у нас многие начинают со ставок в полдоллара или доллар, то есть с суммы, с которой человек может без проблем расстаться. Когда люди понимают, что мы не обманываем, ставки постепенно растут. Да и информация в сети распространяется очень быстро. Если где-то кого-то «кинули», то об этом быстро узнает весь Рунет. Для удобства клиентов и помощи новичкам существует множество сайтов с многочисленными советами. От примитивных — таких как посмотреть на дизайн сайта, обновление новостей, количество событий и отличие коэффициентов от крупных заведений — до вполне полезных: проверить наличие оффлайнового адреса и городского телефона. Зарабатывают в онлайне, конечно, на порядок меньше, но точные цифры оценить почти невозможно. На рынке принято верить, что это примерно десятая часть того, что приносит одна касса крупного букмекера. Хотя технология заработка везде одинаковая. Весь бизнес букмекеров держится на математике коэффициентов и трезвой оценке ситуации, связанной с событием, на которое принимаются ставки. Выставить правильный коэффициент — главная задача букмекера. Существует три основные системы: европейская, американская и английская. В России распространена первая, но на самом деле результат во всех трех случаях будет одинаковым. Вопрос заключается лишь в подаче информации. Как правило, коэффициент состоит из трех цифр: например, 1,50 означает, что в случае победы человек получит свою ставку и еще 50% сверху. То есть для того, чтобы определить финансовый результат, нужно умножить коэффициент на сделанную ставку. Для каждого события существует несколько коэффициентов. К примеру, возьмем матч «Спартак» — ЦСКА. Букмекерская контора может предложить поставить на то, что выиграет «Спартак», на то, что выиграет ЦСКА, на то, что будет ничья, на первый забитый гол (вплоть до минуты) и т. д. Например, на выигрыш «Спартака» коэффициент 1,5. Это означает, что в случае победы команды клиент, поставивший на нее 100 долларов, получит на руки 150. В каждой конторе работает группа аналитиков. Они пытаются определить результат, который будет выгоден в первую очередь самой компании. «Это довольно сложная аналитическая работа, — говорит Анатолий Школьников из сети «Гол». — У нас трудятся профессионалы в различных видах спорта, которые по прямым и косвенным признакам могут определить, какая команда победит, а какая проиграет. Алгоритм у всех компаний разный, но рынок показывает, что почти все выставляют очень близкие коэффициенты». Конечно, букмекерские конторы иногда ошибаются, но чаще все-таки в свою пользу. Например, на рынке рассказывают, что на известном матче отборочного турнира Евро-2008 между сборными России и Англии участники рынка разом сделали месячную выручку. Все ставили на англичан, а победили россияне. Например, ставки на англичан в Европе принимались из расчета 1,1 (в России — 1,3). А на победу сборной России европейские букмекеры принимали ставки от 1,75 до 2,3; у российских они были от 2,2 до 2,25. Судьба же, как известно, распорядилась иначе. «Марафон» принял на эту встречу около 100 тысяч ставок общей суммой в 25 миллионов рублей. Самыми популярными были ставки на победу сборной Англии и на то, что она не проиграет, — более 70 процентов. Получилось, что букмекеры ошиблись — как, впрочем, и спортивные болельщики. Но тут совпало сразу много факторов. «Не думаю, что это произошло специально: просто настроение публики совпало с данными аналитиков, а получилось по-другому. Повезло!» — говорит Школьников. И все-таки букмекерский бизнес впору называть зоной рискованного предпринимательства. До недавнего времени, с точки зрения законодательного регулирования, в отрасли царила настоящая вольница. «Получить лицензию на открытие букмекерской конторы было довольно несложно, — признается президент Национальной ассоциации букмекеров Егор Осипов. — Это привело к появлению огромного числа мошенников. Игроки не могли чувствовать себя защищенными, а честные букмекеры теряли их доверие». Власти вовремя спохватились, но, как это часто бывает, «пережали». Принятие закона «О государственном регулировании игорного бизнеса» поставило компании, работающие на этом рынке, фактически в те же условия, что и весь игорный бизнес. То есть фактически они должны будут отправиться в специальные зоны. Теперь ассоциация пытается донести до законодателей мысль, что букмекерский бизнес нельзя мерить теми же критериями, что казино или игровые автоматы. Удастся ли это участникам рынка, пока не ясно. Ясно лишь, что до выборов в Государственную думу этот вопрос рассматриваться не будет. Но даже без закона, который еще не начал работать, жизнь букмекерских контор заметно усложнилась. Например, с 1 июня этого года был сильно изменен (в сторону ужесточения) порядок лицензирования этой деятельности. Лицензии на проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах выдаются теперь налоговой службой сроком на пять лет с правом их продления. Владельцы тотализаторов должны регистрировать в налоговых органах все кассы (с каждой берется налог, который отличается по регионам). Но главное правило: для получения лицензии требуется наличие у компании не менее 100 миллионов рублей чистых активов. По данным Национальной ассоциации букмекеров, сейчас этим требованиям соответствует лишь 10% ее членов. Крупные компании до конца года явно подтянутся, прогнозируют в НАБ, а вот мелкие игроки, скорее всего, уйдут в подполье или в Интернет. Что называется, делайте ставки, господа! Политика ставок В США, где в этом году началась избирательная кампания по выборам президента страны в 2008 году, уже сейчас можно сделать ставки на то, кто станет новым хозяином Белого дома. Здесь все серьезно, и дело не только в азарте. Например, газета The Washington Post еженедельно публикует данные по изменению настроения американцев, уже сейчас голосующих долларом за нового главу государства. Так, лидер гонки — Хиллари Клинтон, представляющая партию демократов. Крупнейшая букмекерская контора Ladbrookes готова заплатить в пять раз больше ставки, если в 2008 году победит Клинтон. Если же верх возьмет кандидат от республиканцев, то игрок получит в 12 раз больше. Кстати, букмекеры угадали, посчитав фаворитом на прошедших выборах в США Джорджа Буша. |
|