DocList.Ru: Статьи28.10.2008 |
|
Дело даже не в рекордах |
|
Дело даже не в рекордахОбзор московского рынка спортивного питания. Российский спортивный рынок считается одним из самых перспективных и динамично развивающихся. По оценкам Всемирной Федерации индустрии спортивных товаров (WFSGI), в ближайшие десять лет объем российского рынка спортивной индустрии может достичь 12 млрд долларов, или около 5% мирового рынка. Согласно прогнозам экспертов, по темпам роста, который составляет 20-35% в год, российский спортивный рынок в ближайшие годы займет первое место в мире. В настоящее время в Москве насчитывается более 1000 спортивных магазинов и более 10 розничных сетей, торгующих спортивными товарами, при этом на долю столичного рынка приходится около половины всех продаж спортивных товаров по стране. После появления моды на фитнес и бодибилдинг со стороны российских потребителей возник интерес к продуктам спортивного питания. Еще 5-6 лет назад высокобелковые протеиновые смеси, углеводно-белковые напитки, аминокислотные, поливитаминные и минеральные комплексы, предназначенные для питания спортсменов, были абсолютно недоступны для рядового потребителя. В настоящее время в нашей стране фитнесом занимаются свыше 2 млн человек, а объем московского рынка фитнес-услуг составляет более 200 млн долларов. Вслед за этими показателями растет и потребление спортивного питания: в 2004 году его прирост составил 100%. В июле 2005 года агентством "Бизнес-Рейтинг" был проведено исследование потребительских предпочтений на московском рынке спортивного питания. Основной целью данного исследования было определить портрет, оценить поведение и охарактеризовать предпочтения потребителей. Опрос осуществлялся методом личного интервью в спортивных магазинах, фитнес-клубах и местах продаж спортивного питания. Целевая выборка составила 300 потребителей. Согласно результатам опроса, доля респондентов, регулярно употребляющих спортивное питание, составляет 58% (рис. 1). Под нерегулярным подразумевается потребление от случая к случаю и в период подготовки к соревнованиям - так ответили соответственно 27 и 12% опрошенных. Другие варианты несистематического потребления отметили 3% участников опроса. Мужчины преобладают среди всех потребителей спортивного питания - их доля составляет 78%. Кроме того, мужчины лидируют как среди регулярных, так и среди нерегулярных потребителей - на их долю приходится соответственно 82 и 73% в каждой группе. Самый многочисленный сегмент по возрасту - 52% - это потребители моложе 25 лет, причем среди регулярных потребителей возраст 18-24 года встречается значительно чаще, чем среди тех, кто потребляет эту продукцию нерегулярно (рис. 2). По такому параметру, как семейное положение преобладает доля холостых/неженатых потребителей - 64% опрошенных. Стоит также отметить, что регулярное потребление более характерно для несемейных москвичей, а нерегулярное - для семейных. Основными причинами употребления спортивного питания выступают повышение эффективности тренировок, помощь в достижении результатов и экономия времени - так ответили 22% респондентов. Поддержание спортивной формы и стремление нравиться окружающим в качестве причин отметили 20% москвичей. Для того, чтобы было легче переносить физическую нагрузку и восстановить организм после тренировки эту продукцию потребляют 15% опрошенных. Необходимость употребления спортивного питания в связи с наращиванием мышечной массы и интенсивными тренировками назвали соответственно 13 и 11% респондентов. Примерно одинаковые доли респондентов - по 4% - в качестве цели потребления отметили укрепление здоровья, дополнение к основному питанию и похудение. Среди причин, не вошедших в основной список, упоминались употребление по совету тренера/друзей/знакомых, интерес, нехватка времени готовить нормальную еду, удобство потребления, повышение работоспособности и другие. Основными причинами отказа от потребления спортивного питания являлись следующие: "устраивают обычные продукты", "предпочитаю натуральное", "это вредно, не натурально", "не хочу портить здоровье", "не знаю состава", "опасаюсь подделок". Примерно одинаковая доля потребителей спортивного питания - 41 и 40% - занимаются спортом соответственно более 3 лет и 1-3 года. Доля тех, кто тренируется менее года, составила 19%. Не более 1 года спортивное питание употребляют около трети опрошенных - 35%. Чуть меньшая доля респондентов - 33% - используют спортивное питание при тренировках в течение 1-3 лет. Более 3 лет употребляют препараты для достижения спортивных результатов 27% опрошенных. Сравнивая сегменты регулярного и нерегулярного потребления, можно увидеть четкую зависимость между длительностью занятий спортом и продолжительностью употребления спортивного питания. Стоит отметить, что в сегменте регулярного потребления эта зависимость прямая - с увеличением срока занятий спортом растет длительность потребления (рис. 3). В сегменте же нерегулярного потребления зависимость обратная - чем больше срок занятий спортом, тем меньше продолжительность потребления. Таким образом, потреблять продукты спортивного питания респонденты начинают чаще всего на первом этапе занятий, т.е. если продолжительность занятий составляет менее года. Согласно результатам опроса, средняя величина затрат на спортивное питание среди москвичей составляет 2874 рублей в месяц. Самый платежеспособный сегмент - потребители 35-44 лет, которые в среднем ежемесячно приобретают спортивное питание на сумму 3365 рублей. При этом несемейные потребители, доля которых преобладает среди регулярных потребителей, тратят меньше, чем семейные. Стоит отметить, что затраты на спортивное питание изменяются в зависимости от длительности потребления этой продукции. Так, при переходе из группы потребляющих спортивное питание менее года в группу тех, кто потребляет его 1-3 года, затраты увеличиваются на 47%. Средняя величина оптимальных, по мнению потребителей, затрат на спортивное питание составляет 5474 рублей в месяц. Под оптимальными понимаются затраты, необходимые для достижения оптимальных спортивных результатов. Средние необходимые затраты на спортивное питание в группе регулярных потребителей выше аналогичного показателя в группе нерегулярных потребителей на 25%. Ежегодно на мировом рынке появляются новые продукты спортивного питания, которые оперативно попадают на российский рынок. С каждым годом растет ассортимент спортивного питания на полках и в интернет-каталогах магазинов, расширяется классификация этой продукции, повышается осведомленность потребителей. По результатам опроса, на сегодняшний день самым популярным видом спортивного питания являются протеины - белки, - которые чаще остальных видов употребляют 59% респондентов (рис. 4). На втором месте - витамины и минералы, которые указали 50% потребителей. Аминокислоты и креатин чаще остальных видов спортивного питания употребляют соответственно 46 и 38% опрошенных. Такую продукцию, как энергетики и гейнеры предпочитают по 18% москвичей. По результатам исследования, проведенного агентством "Бизнес-Рейтинг", 76% потребителей спортивного питания предпочитают продукты зарубежных производителей и только 13% отдают предпочтение отечественным маркам. Зарубежные фирмы позиционируются на российском рынке как производители высококачественных препаратов, которые выпускаются по самым передовым производственным технологиям. Однако авторитет спортивного питания импортного производства подрывается наличием подделок и невысоким качеством продукции, предлагаемой малоизвестными производителями. Отечественные производители предпочитают конкурировать с иностранными марками с помощью низких цен на продукцию. Качество и эффективность спортивного питания российских производителей, за исключением нескольких ведущих фирм, воспринимается потребителями как очень низкие. Эту тенденцию усиливают лабораторные тесты некоторых продуктов отечественного производства, подтверждающие несоответствие ингредиентов установленным нормам. Наибольшей популярностью у потребителей пользуется спортивное питание Multipower* - его указали 21% респондентов (рис. 5). На втором и третьем месте располагаются такие марки, как Twinlab - 13% опрошенных, Prolab и Optimum Nutrition - по 10% ответов. При выборе той или иной марки спортивного питания большинство потребителей ориентируются на эффективность продукта - этот критерий указали 72% респондентов (рис. 6). Безопасность для здоровья наиболее актуальна для 61% опрошенных. Стоимость продукции влияет на выбор 33% потребителей. На марку/производителя при выборе спортивного питания обращают внимание 26% опрошенных. Советы и консультации тренера, продавца или друзей влияют на выбор 19% опрошенных, а вкус продукта имеет особое значение для 14%. Наименее важными составляющими при выборе этой продукции являются удобство упаковки и реклама - их отметили соответственно 4 и 3% респондентов. В заключение стоит отметить, что с одной стороны, на рынке спортивного питания наблюдается множество факторов, способствующих его развитию - рост благосостояния и уровня жизни населения, развитие фитнес-индустрии, увеличение числа фитнес-клубов, постоянное расширение ассортимента, повышение общей культуры потребления. С другой стороны, существуют факторы, тормозящие развитие этого рынка, - недостаточно развитое потребление специализированных продуктов для спорта и фитнеса, низкая осведомленность потенциальных потребителей о составе и технологиях производства спортивного питания, распространенность представления о вредности и "химическом" происхождении этой продукции, развитие "серого" рынка, т.е. нелегальных поставок известных раскрученных марок, наличие в продаже подделок популярных продуктов. В настоящее время в Москве доля тех, кто в той или мере потребляет спортивное питание, составляет 20-30% посетителей фитнес-центров и тренажерных залов. В то же время для игроков рынка огромный интерес представляет сегмент потенциальных потребителей, которые пока по тем или иным причинам воздерживаются от покупки этой продукции. Для перевода потенциальных потребителей в реальные операторам рынка необходимо повышать осведомленность населения о составе средств и принципах их воздействия на организм, преодолевать устоявшееся мнение о вредности спортивного питания и развивать культуру потребления как специализированных продуктов для спорта, так и здорового питания в целом. * В большинстве случаев названия марок и производителей совпадают, причем в основном респонденты их не различают. |
|