DocList.Ru: Статьи22.10.2008 |
|
Обзор импорта тихих вин |
|
Обзор импорта тихих винДля традиционной в России "северной" модели потребления алкоголя характерно преобладание крепких спиртных напитков. Это обусловлено не только национальными традициями, но и производственными возможностями - в связи с климатическими факторами производство зерна в России развито в значительно большей степени, чем выращивание виноградников. Кроме того, крепкие напитки привлекательны, особенно для потребителей с невысоким уровнем дохода, именно благодаря высокому содержанию алкоголя. Вино в общей структуре потребления алкогольной продукции в России занимает только третье место после водки и пива. Однако в последние годы его доля возрастает: по сравнению с 2001 годом к 2005-му потребление вина увеличилось с 6,7 до 8,7% в пересчете на абсолютный алкоголь и с 6,1 до 6,9% - в натуральных показателях. Это напрямую связано с развитием винного рынка в РФ, основными факторами чего, по мнению экспертов, являются:
Российский рынок вина на сегодняшний день рассматривается как один из самых перспективных: по динамике роста, составляющей около 7% в год, он сопоставим лишь с китайским. За последние несколько лет темпы роста потребления и продаж вина в России увеличились соответственно на 15 и 25%. В 2003 году темпы роста объемов продаж вина были самыми высокими по сравнению с прочими категориями алкогольной продукции - 114,6% по отношению к уровню предыдущего года. Относительно структуры импорта российского рынка тихих вин отметим следующие моменты. За последние пять лет наблюдается положительная динамика объемов импортных поставок тихих вин в Россию (табл. 1). В то же время, по данным аналитического отдела холдинга "Винный мир", в 2005 году в Россию было ввезено 376,5 млн литра тихих вин, что несколько меньше, чем по данным, полученным нами из официальных источников, согласно которым импорт 2005 года составил около 390 млн литров. По данным холдинга, поставки по месяцам распределились неравномерно: скачки роста пришлись на май, август и декабрь. Кроме того, по сравнению с показателями 2004 года в 2005-м существенное увеличение объемов поставок наблюдается в середине года - с мая по октябрь (рис. 1). Что касается структуры импорта тихих вин по цвету, то основной объем поставок - около 60% - приходится на красные вина, которые, согласно мировой тенденции потребительских предпочтений, являются самыми популярными, в том числе и у россиян. На белые вина приходится 38% импортируемой продукции, а оставшиеся 3% занимают розовые вина. На протяжении последних трех лет данная структура не претерпела существенных изменений, хотя прослеживается тенденция к снижению поставок розовых вин за счет увеличения объемов импорта красных. По прогнозам Министерства сельского хозяйства США, в России быстрее всего будет расти потребление именно красного вина. По его оценкам, в прошлом году этот сегмент вырос на 30%, тогда как потребление белых вин увеличилось на 25%. Однако представители винной отрасли России не согласны с таким прогнозом и считают, что сейчас, наоборот, намечается сдвиг предпочтений в сторону белого вина, а ажиотаж вокруг красного вина желателен для французских виноделов, 80% которых производят именно такую продукцию. Соотношение "натуральные/крепленые" в импорте вин в 2005 году приблизилось к пропорции 9:1. Причем основной объем поставок - почти 60% - приходится на полусладкие вина (рис. 2). Отметим, что объем импорта полусладких вин значительно вырос за последние два года. В целом такое соотношение соответствует потребительским предпочтениям россиян. По данным опросов, именно полусладкие вина занимают лидирующее положение в рейтинге популярности у российских покупателей. В то же время в ведущих странах-производителях, таких как Германия, Испания, Италия, Франция, традиционно большим спросом пользуются сухие вина. Вообще, французы сегодня ко всем блюдам и случаям выбирают исключительно сухое вино, поэтому местные виноделы срочно занялись разработкой сухого вина даже из винограда, традиционно идущего на изготовление сладких вин, например фронтиньянского муската. В связи с развитием этой тенденции можно предположить, что в ближайшие годы поставки сухих вин в Россию еще более возрастут. В настоящее же время на долю такой продукции в структуре импорта приходится около 20%, т.е. сухие вина занимают вторую позицию по объему поставок, хотя это место в предпочтениях потребителей принадлежит полусухим винам. Относительно стран-поставщиков в 2005 году на российском рынке тихих вин сложилась следующая ситуация. Лидирующее положение по поставкам сохранила за собой Молдавия, которая остается лидером на протяжении последних пяти лет. Между тем с февраля по ноябрь прошлого года наблюдался резкий спад импорта вина из этой страны, произошедший вследствие политических разногласий двух государств. В то же время для Молдавии Россия является крупнейшим торговым партнером: на долю РФ в 2005 году пришлось порядка 37% молдавского экспорта, при этом более половины этого объема приходится на вино. Из Молдавии поставляется, по разным данным, порядка 50-60% всех вин, потребляемых в России. Однако доля молдавских производителей в общем объеме импорта снижается. Помимо Молдавии, в десятку ведущих стран - производителей и поставщиков виноградных вин в Россию входят Болгария, Грузия, Франция, Испания, Украина, Аргентина, Германия, Италия и Чили (табл. 2).** За рассматриваемый период существенно увеличилась доля Аргентины, которая по объемам поставок уже в 2004 году обошла Италию и Чили, а в 2005-м - еще и Германию. Анализируя динамику объемов импорта, следует отметить, что в целом рост импорта тихих вин в натуральных показателях в 2005 году по отношению к предыдущему году составил 27,9% (по данным холдинга "Винный мир" - 25,8%), что гораздо ниже, чем в 2004 году по отношению к 2003-му - тогда прирост составлял 35,5%. В 2005 году самый большой прирост объемов импорта пришелся на бывшие союзные республики - Армению и Азербайджан (табл. 3). Возможно, наращивание объемов поставок из этих государств представляет собой попытку восполнить снижение объемов поставок из Грузии на фоне ухудшающихся политических отношений России и Грузии. Очевидно, что Азербайджан - нетрадиционный поставщик - пытается упрочить свои позиции на российском рынке, объемы импорта азербайджанского вина ежегодно растут высокими темпами. Также высоки темпы приростов у стран Восточной Европы - Румынии и Македонии. Главной причиной этого можно назвать попытку заместить основного поставщика виноградных вин - Молдавию - во время торгового эмбарго, длившегося с февраля по ноябрь, так как именно на этот период приходился основной объем поставок из этих стран. Румынские и македонские вина по уровню цен и качеству наиболее близки к молдавским. На уровне с ними выступает и Португалия - 115% годового роста. Продукция из Аргентины, Чили и США, лидировавшая по уровню прироста на протяжении последних лет, к настоящему моменту уже завоевала российский рынок и занимает на нем достаточно прочные позиции, поэтому объемы поставок из этих стран растут теперь гораздо менее высокими темпами. Самое большое снижение темпов роста произошло у США - в 10 раз по сравнению с 2003 годом. У Франции и Италии по сравнению с предыдущим годом двойной прирост. Особо следует отметить снижение объемов поставок из Молдавии - в 2005 году по сравнению с предыдущим годом прирост составил всего 9,5%, это один из самых низких показателей роста (ниже только Кипр - 5,3%). При этом основной прорыв в поставках молдавских вин пришелся на два завершающих месяца года, так как вплоть до ноября прирост был отрицательным - -7%. В результате доля продукции молдавских виноделов в общем объеме импортируемого вина на российском рынке сократилась на 8,6% - до 51,3% (табл. 4). Подводя итоги, отметим, что в общей структуре потребления алкогольной продукции в России вино сегодня занимает третье место по объему, уступая водке и пиву. При этом рынок вина демонстрирует увеличение темпов роста, особенно активно развивается именно рынок виноградных вин. Наибольшей популярностью у россиян пользуются натуральные красные вина. В 2005 году официальный импорт вина увеличился на 25%. Причем половина объема поставок приходится на Молдавию, которая на протяжении долгого времени сохраняет лидирующие позиции среди стран-поставщиков. Уровень потребления вина на душу населения в России до сих пор остается одним из самых низких по сравнению с другими развитыми странами, что говорит о возможности дальнейшего роста винного рынка при условии благоприятного экономического климата в стране. * Информационно-консалтинговая фирма "ИнфоТехКОнсалт-Р" (ЗАО ИКФ "ИТКОР") не впервые обращается к теме российского винного рынка. В №10 (62) за 2004 год журнала Russian Food & Drinks Market был опубликован аналогичный обзор, из которого заимствованы отдельные данные за ретроспективный период. ** Названия стран приведены в порядке убывания по объему экспортируемой продукции. |
|