Изменения в ритме жизни и в стиле покупокВыбирая сегодня место покупки продуктов, совершенно невозможно поверить, что всего лет 15 назад ближайший к дому москвича или петербуржца продуктовый гипермаркет находился по другую сторону финской границы. Все эти годы стиль жизни россиян непрерывно изменяется, и стиль покупки продуктов питания изменяется вместе с ним.
В феврале-марте 2006 года компания COMCON-SPb (Workline Group), провела исследование, позволяющее оценить сложившиеся сейчас подходы к выбору мест покупки продуктов. Исследование проводилось по технологии Retail Image Tracking (RIT-Food) методом телефонного опроса и позволило не только подробно сравнить между собой различные торговые сети, но и изучить покупательское поведение и приоритеты.
Если в 90-х годах для большинства покупателей важнейшую роль в выборе торговой точки играли цены, то на сегодняшний день сравнением цен на продукты и поиском минимальных занимается лишь небольшая доля покупателей в Москве и Петербурге. У остальных уже сложились определенные представления о том, какие именно сети магазинов им "по карману", и часто это не самые дешевые магазины, а самые комфортные или территориально удобные.
В рамках RIT-FOOD было выделено 5 групп покупателей с различными стратегиями в области покупки продуктов питания:
Гедонисты (21% в Москве, 24% в Санкт-Петербурге)
Большинство гедонистов – обеспеченные люди, среди них много руководителей среднего и высшего звена, домохозяек, работающих студентов. Они не экономят на еде, не присматриваются к ценам, любят большие магазины с широким ассортиментом, чаще других покупают деликатесы и дорогие продукты, ценят в магазинах наличие дополнительных услуг и предпочитают ездить за продуктами на машине.
Семейные(22% в Москве, 24% в Санкт-Петербурге)
Этот сегмент покупателей характеризует привычка ездить в магазин всей семьей, с детьми. Семейные проявляют наибольший интерес к всевозможным акциям, дегустациям, дисконтным карточкам и скидкам. Они предпочитают большие магазины с дополнительными услугами и возможностью купить разом все сопутствующие товары, но внимательнее гедонистов относятся к ценам. Семейные в среднем немного менее обеспечены, чем гедонисты, и больше следят за ценами, но они реже едят вне дома, и их затраты на покупку продуктов для семьи даже выше.
Рациональные (23% в Москве, 26% в Санкт-Петербурге)
Для рациональных важно купить все необходимое быстро и недорого. Они заранее планируют покупки, стараются не покупать ничего лишнего, практически не покупают деликатесов, следят за скидками и стараются ходить в магазин в одиночестве, чтобы никто не отвлекал. Для рациональных наиболее типично сравнивать цены в разных магазинах и тщательно планировать покупки. У этой группы почти нет выраженных особенностей по социально-демографическим характеристикам, рациональные встречаются во всех слоях населения. Реже они встречаются только среди руководителей, которым некогда заниматься поиском самого выгодного магазина.
Экономные (19% в Москве, 18% в Санкт-Петербурге)
К сегменту экономных мы отнесли тех, кто предпочитает маленькие магазины, считая покупки в них более выгодными. В отличие от рациональных, они не следят внимательно за ценами, а ориентируются прежде всего на формат магазинов, считая что покупки в небольших магазинах всегда экономят время и деньги. Это небольшая и самая малообеспеченная группа покупателей, которую широкий, но недоступный, ассортимент больших магазинов только раздражает. Среди них много людей старше 45 лет, разведенных, не имеющих высшего образования.
Безразличные (15 % в Москве, 8 % в Санкт-Петербурге)
В этот сегмент отнесены те, кто не смог достаточно четко описать свое покупательское поведение. Как правило, это люди, которые крайне редко делают покупки продуктов самостоятельно.
Проведенное исследование показало, что рост покупательской способности населения, увеличение числа личных автомобилей и появление торговых сетей с отличающимися форматами позволяет каждому найти тот магазин, который подходит именно ему. Жители крупных городов готовы ехать достаточно далеко от дома, чтобы купить те же самые продукты по близким ценам, но в наиболее привлекательном магазине. На сегодняшний день, для существенной части покупателей поход в магазин за продуктами из тяжелой обязанности превращается в удовольствие и форму проведения семейного досуга. |