Интернет или витрина: чем руководствуются покупатели при выборе товаров?

Глобальное исследование, проведенное ACNielsen, выявило возрастающую роль Всемирной паутины в выборе товара или услуги. Особенности влияния различных медиа на россиян комментирует компания-исследователь, турагентство и сеть салонов мобильной связи

Результаты исследования вряд ли можно назвать неожиданными. Брэнд и репутация компании заняли второе место, примерно тот же результат мы получили в ходе наших исследований – в салон связи с хорошей репутацией обратились бы 85% опрошенных. Это третье место после таких факторов, как компетентный персонал (87%) и низкие цены (86%).

Интернет-поиск также занимает важное место в процессе выбора мобильного телефона. Ежедневно к сайту нашей компании с каталогом мобильных телефонов обращаются порядка 15 тыс. человек. В интернете удобно сравнить понравившийся телефон с другими моделями, почитать отзывы о его работе.

На сегодняшний день сеть "Связной" является единственным ритейлером на рынке мобильной связи, активно развивающим направление электронной торговли. Ключевые преимущества интернет-магазинов "Связной" – отдельное ценообразование (в среднем цены в интернет-магазинах ниже, чем в розничной сети, на 5–7%), быстрая обработка заказа (процесс оформления покупки занимает около 15 минут) и бесплатная доставка в день заказа. Росту популярности интернет-магазина "Связной" и сайта способствует удобный механизм подбора и сравнения выбранных товаров.

Брэнд имеет большое влияние на россиян. Однако доверие населения не может основываться только на рекламных сообщениях компаний. Покупатель стремится выяснить историю обращения к услугам этой фирмы своих знакомых и друзей. В этом смысле поддержание своей репутации на должном уровне – очень важная задача для каждой компании, работающей на российском рынке.

С тем, что люди часто покупают телефон той же марки, что и прежде (прошлый опыт), можно согласиться. На это указывает достаточно стабильное распределение долей производителей мобильных телефонов – (данные за октябрь 2006 г., продажи в сети "Связной"). Традиционные лидеры – Nokia (37%), Sony Ericsson (21%), Samsung (15%) и Motorola (10%).

Впрочем, в России потребители более активно реагируют на новинки и интересные модели абсолютно разных производителей.

Полина Репешко
PR-менеджер, "Мострэвел"

В целом результаты исследования вполне предсказуемы и во многом подтверждаются нашим опытом. Собственный call-центр позволяет нам получать информацию о том, из какого источника клиенты узнали о нашей компании. Согласно нашим данным, основная часть клиентов находит "Мострэвел" через рекламу в прессе. Но тем не менее число туристов, обратившихся к нам по рекомендации своих родных или друзей или через интернет, также значительно.

Что касается важности сарафанного радио, то здесь нельзя не напомнить, что, во-первых, российский туристический рынок сформировался относительно недавно. У нас еще пока нет операторов или агентств, история и положительная репутация которых исчисляются хотя бы несколькими десятилетиями. Во-вторых, закон "О рекламе" несовершенен и многие недобросовестные компании пользуются этим. Естественно, в таких условиях потребители более склонны доверять своим близким, нежели рекламе.

Мы ценим своих клиентов и стараемся сделать все, чтобы их отдых прошел идеально. Как показывают наши исследования, приходя в агентство купить путевку, туристы, которые уже раньше отдыхали с компанией "Мострэвел", вновь спрашивают именно наш продукт.

СХЕМА 2. Что влияет на решение о покупке отдельных товаров

Александр Письменный
Генеральный директор "ACNielsen Россия"

Сегодня присутствие в интернете при продвижении товара – это не просто приятное дополнение к рекламной кампании, а коммерческая необходимость. По данным глобального онлайн-исследования, проведенного ACNielsen в 41 стране мира, именно здесь большинство покупателей принимает окончательное решение о покупке. В наибольшей мере это относится к планированию отпуска или выбору техники.

В среднем в мире стандартная реклама на ТВ или в печатной прессе оказывает существенное влияние при принятии решения о покупке, в России же этот фактор влияет на потребителей в несколько меньшей степени.

При выборе всех предложенных к оценке товаров и услуг традиционная реклама для российских потребителей имеет меньшую значимость, если сравнить данные ответов с аналогичными глобальными. Но не нужно забывать о том, что потребители могут думать, будто стандартная реклама не оказывает влияния на их решение о покупке, но тем не менее она создает имидж и обеспечивает достойное позиционирование брэнда.

Традиционная реклама продолжает играть ведущую роль при разработке маркетинговых стратегий, но тот факт, что потребителей следует информировать через все возможные каналы, уделяя интернету ключевое место в любой медийной стратегии, не оставляет никаких сомнений.