Региональное проникновение брэндов одежды и обуви

На московском рынке одежды и обуви с каждым годом становится все теснее. Если несколько лет назад появление нового интернационального игрока почти никого не беспокоило, то в 2005 году выход C&A и Mark&Spencer, а также слухи о выходе GAP и H&M  вызвали большое беспокойство у ритейлеров, которые уже обосновались на богатом московском рынке.

Естественным развитием событий стала экспансия продавцов одежды и обуви на региональные рынки, пусть не такие емкие, но абсолютно не конкурентные. Многие игроки, особенно работающие в нижнем-среднем сегменте, изначально развивали всероссийскую розничную сеть и сейчас чувствуют себя на рынке очень уверенно. Обширное и глубокое региональное проникновение становится основным фактором стабильного и успешного развития брэнда на российском рынке одежды и обуви.

Для того, чтобы понять, какие брэнды достигли в этом отношении наибольших успехов, мы провели небольшое исследование, в котором выяснили, какая доля жителей российских регионов знает и покупает те или иные брэнды одежды и обуви.

Самым известным брэндом одежды и обуви является Adidas. Каждый третий опрошенный, когда его просили без подсказки назвать любые марки одежды, в первую очередь называл именно этот брэнд. Данный брэнд с огромным отрывом лидирует во всех регионах России. Причина такого успеха заключается, в первую очередь, в давней истории брэнда в России. После олимпиады 1980 года и до начала 1990-х годов "три полоски" Adidas стали для жителей России символом спортивной одежды как таковой.

На втором и третьем месте по узнаваемости стоят также брэнды спортивной одежды и обуви - Reebok и Nike. Adidas, Reebok и Nike являются не только самыми известными, но и самыми покупаемыми марками. Одежду или обувь Adidas покупали хотя бы раз 54% опрошенных. Порядка трети опрошенных покупали Reebok и чуть более четверти - одежду и обувь Nike. Однако вряд ли эти цифры обрадуют владельцев данных брэндов, так как значительная часть опрошенных, скорее всего, покупала контрафактную продукцию с лейблами известных марок, ведь именно Adidas, Reebok и Nike являются самыми подделываемыми марками одежды и обуви на территории России. Установить долю покупателей настоящей продукции данных брэндов в рамках данного исследования невозможно. Среди брэндов, под которыми выпускается одежда для спорта, необходимо еще сказать о марке Columbia, которую хотя бы раз покупали 9% опрошенных.

Дополнительную информацию о позициях брэнда дает подсчет индекса покупки, который равен отношению доли покупателей брэнда к доле людей, знающих брэнд с подсказкой. Данный индекс отражает то, насколько успешно брэнд использует свой потенциал известности. В этом отношении самыми успешными также являются Adidas (0,54), Reebok (0,46) и Nike (0,50).

В категории обуви самыми покупаемыми брэндами, по данным исследования, являются такие марки как Le Monti и Monarch, продукцию которых покупали 13% и 11% опрошенных соответственно. Оба брэнда относятся к низкоценовому сегменту. 5% респондентов покупали еще два обувных брэнда - это Ralf и Ecco. Индекс покупки для обоих брэндов составляет 0,29. Другие брэнды обуви покупали менее 2% опрошенных.

В категории повседневной одежды безусловным лидером является SELA, продукцию которой покупали 7% респондентов, а марку с подсказкой знают 21% респондентов. Нужно отметить, что SELA является самым покупаемым из тех брэндов одежды, которые продаются только через собственную монобрендовую сеть.

Если говорить о региональном распределении покупателей брэндов одежды и обуви, то нужно сразу отметить невысокую централизацию ведущих брэндов. Хотя большинство марок имеют самые сильные позиции в Москве,  их представленность в других регионах также находится на высоком уровне. Таким образом, можно выделить только четыре сильных брэнда, которые сконцентрированы на московском и, отчасти, петербургском рынках. Это такие марки, как Mexx, Benetton, Carlo Pazolini и Tervolina.

В Северо-Западном регионе, по сравнению с другими регионами России, самые сильные позиции имеют Reebok, Nike, Monarch и SELA. Для SELA данный регион, по-видимому, является основным сбытовым рынком, так как доля покупателей там достигает 25%, хотя в целом по России этот показатель составляет лишь 7%. Восточно-Сибирский регион также является достаточно насыщенным рынком одежды и обуви. По сравнению с другими регионами, здесь лидируют Adidas, Nike, ТВОЕ и Salamander. Еще одним развитым рынком брэндовой одежды и обуви является Дальневосточный регион. По сравнению с другими регионами, здесь сильны позиции Adidas, Reebok, Le Monti, Monarch и Ecco. В Западно-Сибирском регионе особенно популярны Ralf и Ecco.

Другие региональные рынки являются слабонасыщенными брэндовой одеждой и обувью. В Северо-Кавказском регионе сильные позиции имеет только брэнд Jee Jay, что связано с локализацией производства данной одежды в Ростове-на-Дону. В Поволжском регионе, не смотря на высокий экономический потенциал Татарстана, Нижегородской и Самарской области, все основные брэнды одежды и обуви имеют не очень сильные позиции. Это же относится к Центральному региону.

Наконец, можно выделить группу российских регионов, в которых рынок одежды и обуви очень слабо насыщен брэндовой продукцией. Это Волго-Вятский, Северный и Уральский регионы. Надо отметить, что в отдельных крупных городах, входящих в данные регионы, рынок одежды и обуви отличается высоким уровнем развития. Однако, в целом население этих регионов, включая жителей небольших городов и сельской местности, достаточно редко покупает одежду и обувь известных брэндов. Можно ожидать, что в ближайшие годы будет происходить повышение активности держателей брэндов именно в этих ненасыщенных регионах.

За рамками данного исследования остались важнейшие аспекты покупки одежды и обуви: формат торговых точек, частота покупок, удовлетворенность товарами, факторы выбора тех или иных брэндов.

Данные моменты будут проанализированы в ходе специального мониторинга розницы одежды и обуви, который ГфК-Русь планирует запустить весной 2007 года.

Об исследовании

Исследование было проведено в рамках Всероссийского Омнибуса ГфК, было опрошено 2139 человек из 86 субъектов федерации России. Данная выборка репрезентативно отражает все население России старше 16 лет.

GfK Group

GfK Group занимает 4 место в мире среди компаний, занимающихся маркетинговыми исследованиями. Во всех компаниях, входящих в GfK Group работа ведется по пяти основным направлениям: Специализированные исследования на заказ (Custom Research), Аудит розничной торговли (Retail & Technology), Панель домашних хозяйств (Consumer Tracking), Медиа исследования (Media Research) и Исследования фармацевтического рынка и здравоохранения (HealthCare). Помимо 13 подразделений компании, находящихся в Германии, компания имеет более 130 дочерних компаний, расположенных в более чем 70 странах мира. Общая численность сотрудников, работающих в компании, составляет 7,700 человек, при этом 80% сотрудников работают за пределами Германии. Компания ГфК-Русь была образована в 1991 году.

Дополнительную информацию о компании Вы можете найти на нашем сайте в Интернете: www.gfk.ru.