DocList.Ru: Статьи25.10.2008 |
|
Рынок товаров для Нового года |
|
Рынок товаров для Нового годаРынок елочных украшений, новогодних игрушек, сувениров и подарков в России в отличие от смежных рынков (канцтоваров, подарков, корпоративных праздников) зажат в жесткие временные рамки. Участники сегмента новогодней атрибутики знают не понаслышке, что такое сезонный спад, а 31 декабря для них - кульминация сезона активных продаж. Для оптовиков основные продажи на новогоднем рынке начинаются за полгода до 1 января, тогда как розничная торговля активно включается в процесс лишь в ноябре. Но и тем и другим приходится работать в цейтноте. Как показывает опыт участников новогодней индустрии, новогодние товары надо рекламировать заранее. Потому что, оказывается, о Новом Годе не помнят многие: потребители, которые только в канун праздника сметают все в спешке; корпоративные клиенты, умоляющие вдруг достать тонну конфетти за деньги, но прямо сейчас; руководители магазинов, которые до последнего не могут определиться со своими заказами... Торговля елками, шарами и прочей мишурой в России начинается поздно. В ноябре россияне готовы делать покупки к Новому Году, только если снежок под ногами хрустит. Но стоит ему растаять, как торговля тут же засыпает. Лишь после 25 декабря народ массово вспоминает о неизбежности праздника: отступать больше некуда. Тем временем в Европе будущий сезон планируется уже в начале текущего года. Мечта оптовика, поставляющего новогодние товары, - приучить корпоративного потребителя, всю отечественную розницу заказывать новогодний товар заранее, то есть по-европейски. Нелегко и российским производителям, которым приходится соглашаться на 50% предоплату. Появление крупных сетевых гипермаркетов благотворно сказывается на отношении потребителя к новогодним закупкам. На прилавках сетевых универсальных магазинов новогодний ассортимент появляется уже в сентябре, как это принято во всем цивилизованном мире. Не такая организованная розница постепенно копирует подходы сетевиков к планированию ассортимента и работе с поставщиками. Задача продавцов - сделать так, чтобы новогодняя коллекция распродавалась полностью. Но для этого нужно как минимум правильно ее сформировать. Тем временем сжатые сроки заставляют продавцов по возможности ускорять темп. Как добиться "безостаточной" торговли? В странах со зрелым новогодним рынком этот механизм отлажен и работает как часы. От дизайнера до потребителя - без проволочек и задержек. В России пока единой цепочки продвижения новогоднего товара нет. Потребитель у нас консервативен и не привык тратить много денег на украшательство. Старшее поколение отличается традицией наряжать елку из года в год одним и тем же набором игрушек. Три четверти населения хранят мишуру до следующего Нового Года. После празднования Старого Нового года заветная коробка с тщательно упакованной мишурой и шарами убирается на антресоли - до следующего праздника. И так - десятилетиями. А в Европе 60% рождественской продукции носит одноразовый характер. Новогодняя мода, если подразумевать под ней искусство украшения квартиры, офиса и отдельно взятой елочки, в России пока отсутствует. В отличие от Европы, где основные тренды устанавливаются еще в начале года, и потребитель охотно воспринимает их. Там мода играет огромную роль на "новогоднем" рынке - ежегодно она вынуждает поставщиков сменить порядка 40% ассортимента. Именно эти 40% и есть новинки, которые привозят из-за рубежа в Россию. Зарубежные производители и дистрибьюторы сувенирной продукции производят и продают товары, следуя исключительно модным трендам. В России же, увы, этим сильным инструментом мало кто пользуется. Специалисты считают, что необходимо учиться работать с конечным потребителем, воспитывать его. Производители и крупные дистрибьюторы, оптовики и мелкая розница, объединившись вместе, могут формировать единую стратегию. В России и структура новогоднего рынка весьма специфична: все ассортиментно - чуть-чуть того, чуть-чуть этого. Но поскольку рынок весьма хаотичен, а тенденции отсутствуют, решения предпринимателям приходится принимать интуитивно. Так появляется удачный и неудачный товар. Единственным бескомпромиссным товаром остается соответствующий символ восточного Нового Года, фигурки которого наводняют прилавки, а покупатели их охотно сметают. Символ года относится к восточным традициям. Согласно календарю, принятому в Китае, Японии и в других странах Востока, в пределах 12-годичного цикла каждый год проходит под знаком какого-нибудь животного. Человек, родившийся в определенный год, получает врожденные характеристики животного, правящего этим годом. Каждый год из 12-годичного цикла также имеет свойства символа года. Символ года - подарок, свидетельствующий о расположении к человеку и самых добрых ему пожеланиях. Модные тенденции все же доходят до России из Европы, и сами новогодние украшения поступают из Германии, Финляндии, Канады, Италии, Польши, Китая. Из Финляндии поставляется не более 20-25% продукции (часть этого товара производится в Китае). Из Германии приходит 10%, а из Польши и Латвии - не более 5%. В Европе, где традиции проведения Рождества и Нового Года сложились уже давно, ежегодно проходят грандиозные елочные выставки. Самая крупная из них - франкфуртская Christmas World - является основным ориентиром в сфере новинок и моды. Российский аналог - выставка Christmas World Rossija. В специализированных крупных фирмах профессиональный подход определяется широтой ассортимента: не менее 2-3 тыс. позиций. В других компаниях новогодняя продукция - дополнительный сектор. Канцелярские компании в основном представляют новогодний ассортимент лишь в той или иной мере, предлагая приблизительно 500-1000 позиций. Всегда хорошо продается классика (однотонные шары), но, выбирая последние новинки с европейского рынка, российские закупщики должны учитывать отечественный менталитет и то, что российские производители также выпускают различные привлекательные (например, по цене) новогодние товары. И конечно, нарасхват елки. В мире существует около 40 видов елей, 7 из которых произрастают на территории России. Российские елки имеют тонкие, не очень пушистые ветви, привозные (например, из Канады) обработаны специальными составами. Искусственные елки постепенно вытесняют живые из домов, торговых центров, офисов и государственных учреждений. Руководствуются потребители и бережным отношением к природе, и любовью к чистоте, и экономией. Декоративные елки предлагаются любого размера, любой "пушистости", с разными веточками и дополнительными эффектами. Служить они могут несколько сезонов. Самые маленькие елочки могут быть от 15 см в высоту и являются, скорее, украшением рабочего стола. Как правило, они уже наряжены, и порой их так и забывают убрать с глаз долой вплоть до следующего года. Самые большие деревья (более 20 м) заказывают для улиц или очень просторных помещений. Наиболее приемлемые размеры для офисов и домашних помещений - 120-150 см. В качестве материалов используются различные виды пластика и синтетические волокна. Самые незатейливые, недорогие изделия производятся из ПВХ. Другие, более сложные, снабженные дополнительными спецэффектами - из фиброволокна, со световодами. Фиброелки со светодиодами в большом количестве попадают на прилавки, и в этом сезоне обещают поддерживать к себе интерес покупателя. Наиболее натурально выглядят деревья с хвоей из бумаги с пропиткой, однако такая елка не выдерживает веса гирлянд. Немаловажный момент - огнеустойчивость, которая должна подтверждаться сертификатом качества. Искусственные елки бывают из "сосновых" или "еловых" веток, встречаются и "миксы", в которых использованы одновременно несколько видов веток. Отдельная тема в изготовлении елок - тенденция натурализма, или "back to nature". У некоторых моделей можно встретить натуральные элементы, и это не только шишки, настоящим может быть даже ствол. Другая тенденция - елки необычных цветов - салатового, фиолетового, и конечно, золотые и серебряные. Отдельный подвид новогоднего ассортимента - еловые гирлянды, которые служат для украшения помещений и созданы по принципу новогодних елок. Их развешивают на стены и, в общем, используют в силу собственной изобретательности. Такие комбинации очень популярны в последнее время, так как они создают праздничный настрой. Основные украшения елок - шары. В первую очередь они делятся по материалам: стекло (ручная работа) - 20% продаж, остальное - всевозможный пластик. Большинство компаний привозят стекло в Россию из других стран. По-прежнему достаточно большую долю рынка новогоднего ассортимента занимают стеклянные игрушки местного производства. Одни из самых популярных отечественных марок - "Иней" и "Елочка". Но постепенно все большие и большие пространства рынка захватывают изделия из пластика, который имеет некоторые преимущества перед стеклом. Во-первых, он легкий, не отягощает ветви елок; во-вторых, не бьется. Кроме того, современные технологии производства помогают добиться такого качества пластика, что его сложно отличить от стекла не только на глаз, но и на ощупь. Большое значение для покупателя имеет размер игрушек Разделим их на большие, средние и мелкие. Из Китая поступают шары диаметром 4, 5, 6, 7, 8 см, причем самые популярные - 6 и 7 см. Средние шары - от 10 до 20 см, а те, что больше, в основном закупаются для больших общественных елок. В России другая градация: все то же, но с половинками: например 4,5 или 6,5 см. Пластмассовые, пластиковые, стеклянные шары чаще всего украшены наружным напылением, отделкой, росписью. В качестве отделочных материалов могут быть использованы кружева, бусины, ленты, серебряная и золотая крошка, песочное нанесение, объемные линии различной фактуры. Отечественные электрические гирлянды не отличаются особенным разнообразием, но весьма привлекательны по цене. Немного дороже немецкие, хотя большой разницы между ними нет. Самые качественные, интересные по дизайну гирлянды завозятся из Италии. Но любые гирлянды стоит рассматривать по таким критериям: Стандартные гирлянды можно разделить и по такому принципу: круглые и "рис". Круглые плавятся, не работают на морозе, и единственное их преимущество - доступная цена. "Рис" дороже в 2 раза, но гораздо качественнее и практичнее, могут иметь от 3 до 9 (и даже больше) режимов мигания и от 25 до 300 лампочек. Также существуют "гирлянды-сети". Они напоминают паутинку и в основном востребованы магазинами для украшения витрин. Есть и рассчитанные специально на улицы десятиметровые гирлянды на катушках. В новогоднем ассортименте особое место занимают маски и маскарадные костюмы - на них время спроса ограничено. Костюмы покупают и для детей, и для взрослых. Классика, которая всегда будет востребована, - это костюмы Деда Мороза и Снегурочки. Также много идей заимствуется из мультфильмов или экранизированных сказок. Непременный атрибут новогодних торжеств, конечно, свечи. Сегодня очень популярны фигурные и гелевые свечи (стеклянные емкости, наполненные гелевой жидкостью, снабженной фитилем). В последнее время устойчиво растет спрос на свечи-картриджи. Цена свечи зависит от материала, из которого она сделана. Самые дешевые - из парафина и стеарина, дороже - из воска, что объясняется сложным процессом добывания и обработки натурального продукта. В большинстве компаний представлена и упаковочная продукция. Для новогоднего праздника это необходимый атрибут, который включает в себя следующие позиции: оберточная бумага, ленты, банты, коробки, пакеты. Мода на красивую упаковку введена в России не так давно, но потребители уже полюбили эту традицию, что дает возможность продавать упаковочную продукцию круглый год - конечно, с пиками продаж в предпраздничные месяцы. |
|