DocList.Ru: Статьи11.11.2008 |
|
Российский рынок пива |
|
Пивная отрасль России в последние годы демонстрирует одни из самых высоких темпов развития в мире – за прошедшие 6 лет рынок пива увеличился в 1,6 раза. Такого результата не достигла ни одна сверхрентабельная добывающая отрасль российской экономики. Объем рынка в натуральном выражении за январь–сентябрь 2006 года составил 95,6% от объема прошлого года и достиг 85 млн гектолитров (рис. 1).
Стоимостная емкость пивного рынка РФ в 2000 году составляла $1,45 млрд, а к 2005-му достигла $4,7 млрд в ценах производителей, увеличившись, таким образом, за 5 лет в 3,3 раза. Для сравнения: объем пивного рынка США оценивается экспертами в $60 млрд. Наибольший темп роста российского пивного рынка приходится на 2001 год – около 155%. В 2003 году из-за резкого повышения налоговой ставки по акцизу на пиво наблюдался минимальный темп роста за анализируемый период – порядка 110%. За 9 месяцев 2006 года темпы роста емкости пивного рынка в стоимостном выражении составили 122% (табл. 1).
По данным НИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности, с каждым годом в стране существенно возрастает и потребление пива. В 2005 году россияне выпили 880 млн дал этого напитка, что в среднем на 14% больше, чем в предыдущем году. При этом большинство потребителей предпочитали легкое и классическое по крепости пиво – на его долю пришлось свыше 82% общего объема потребления, порядка 15% – на долю крепкого, и менее 2% – на безалкогольное. По итогам 2005 года, среднедушевое потребление пива в России превысило 60 литров, но еще не достигло уровня европейских стран, где на душу населения в год приходится 75–120 литров. За 9 месяцев 2006 года данный показатель составил 60 литров, что на 35,7% больше, чем за 9 месяцев 2005-го. Это позволяет говорить о заметном росте среднедушевого потребления по итогам 2006 года. В то же время в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель достигает 80–90 литров, что уже соответствует среднеевропейскому уровню. По оценкам экспертов, пивной рынок центральных районов страны близок к насыщению, поэтому наиболее перспективными в ближайшее время станут сибирский, уральский и дальневосточный регионы. А основными факторами роста среднедушевого потребления пива в ближайшие годы специалисты называют:
По данным открытых источников информации, наибольшим спросом у россиян пользуется пиво марок "Балтика" (ВВН АВ) – на его долю приходится 15% в общем объеме потребления, "Клинское" (Sun Interbrew) – 6%, и "Арсенальное" (ВВН АВ) – 4,6% (табл. 2).
Согласно оценкам ООО "Бизнес Аналитика", тарированное пиво в России разделяется на 5 крупных ценовых сегментов:
Исследования, проведенные "Бизнес Аналитикой", свидетельствуют о том, что на рынке тарированного пива продолжает расти популярность лицензионного сегмента. Интерес производителей к лицензионным брендам основан, прежде всего, на их высокой маржинальной составляющей. В период январь–сентябрь 2006 года темпы роста потребительских цен на отечественное пиво были ниже уровня инфляции и составили по России в целом 106,7% (табл. 3). В то же время темпы роста потребительских цен на импортное пиво оказались выше уровня инфляции и составили по России в целом 109,2% (табл. 4).
При этом в некоторых регионах, являющихся крупнейшими производителями пива, как, например, в Ярославской и Ростовской областях, темпы роста цен на отечественное пиво превысили общий индекс потребительских цен и составили, соответственно, 110,5 и 108,7%. Наибольшие темпы роста потребительских цен на импортное пиво за 9 месяцев 2006 года зафиксированы в Ростовской области – 128,5%. Начиная с 2003 года, когда произошло резкое повышение налоговой ставки по акцизу на пиво, темпы роста потребительских цен на отечественное и импортное пиво заметно снизились, причем в большей степени снижение произошло в сегменте импортной продукции, которая относится к высокому ценовому сегменту. Розничная торговля вынуждена сдерживать отпускные цены на пиво в условиях повышения средних цен производителей, которые стремятся компенсировать свои потери, вызванные повышением акциза. Средние цены производителей на пиво по России в целом выросли в 2005 году на 12,7%. За 9 месяцев 2006 года по отношению к соответствующему периоду прошлого года этот показатель вырос на 5,1% (табл. 5).
Как уже отмечалось, одним из важнейших факторов, влияющих на уровень цен на пиво, является изменение размера налоговых ставок по акцизу на пиво. Еще одним немаловажным фактором, повлиявшим на уровень цен в последние два года, явился вступивший в силу в сентябре 2004 года закон, ограничивающий рекламу пива, который запрещает транслирование роликов пива в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов по местному времени. Эксперты утверждают, что такие ограничения привели к увеличению затрат пивоваренных компаний на рекламу более чем на 30% и стали причиной роста себестоимости и, как следствие, розничной цены продукции. Кроме того, уровень цен на пиво зависит и от потребительского спроса в разные периоды года, то есть подвержен фактору сезонности. Так, например, в летний период спрос традиционно повышается, а с наступлением осени падает. Минимальные цены производителей на пиво наблюдаются в апреле, а максимальные – в июле. Повышение спроса на пиво также может быть связано и с праздниками. В заключение отметим, что 2006 год превзошел все ожидания, как экспертов, так и участников рынка пива, по темпам роста пивоваренной отрасли. Так, по данным Росстата, объем производства пива в 2006 году достиг почти 1 млрд декалитров (998,6 млн декалитров), что на 11,9% превысило объем производства в 2005 году. Основными причинами столь бурного развития стали: улучшение благосостояния россиян, кризис на рынке крепкого алкоголя и теплая погода, установившаяся во второй половине года на отдельных территориях страны. Мнения экспертов относительно темпов роста рынка пива в 2007–2009 годах несколько расходятся, однако все специалисты едины в том, что следует ожидать их замедления – прогнозируется прирост объема производства не выше 3–5% в год. |
|