По данным компании TNS Gallup Media Asia объем рынка рекламы в казахстанской прессе за I полугодие 2005 года составил 31,1 млн USD

 

Диаграмма 1. Сравнительная динамика изменений рекламных бюджетов по месяцам, I полугодие 2004, 2005 гг.

 

Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок.

По сравнению с тем же периодом 2004 года рекламные бюджеты в казахстанских газетах и журналах выросли на 33,9%.

Как и в других СМИ, в прессе в течение I полугодия 2005 года расходы рекламодателей на размещение рекламных объявлений росли. В июне по сравнению с январем рекламный бюджет вырос на 56,1%.

Также растет с каждым месяцем и объем размещения рекламных объявлений в прессе. За I полугодие текущего года общая площадь рекламных объявлений составила 8,3 млн. кв. сантиметров, это на 15,5% больше, чем за аналогичный период 2004 года.

Диаграмма 2. Сравнительная динамика изменений рекламной площади изданий по месяцам, I полугодие 2004, 2005 гг.

 

Распределение рекламы по типам изданий

Рассматривая рекламный бюджет прессы, необходимо напомнить, что в зависимости от типа и периодичности изданий, все они подразделяются на журналы (еженедельные, ежемесячные и ежеквартальные) и на газеты (ежедневные, еженедельные и рекламные).

Самый большой объем рекламных бюджетов пришелся на рекламные издания -12 млн USD, что составило 39,0% от общего объема. Активно развивается рынок журналов - суммарный бюджет по всем типам составил 6,3 млн USD (20,3% от общего рекламного бюджета прессы в I полугодии 2005 года.

Таблица 1. Объемы рекламы по типам изданий, I полугодие 2005 г.

Edition Type

Cost,
USD

Cost,
% of Total

Quantity

Quantity,
% of Total

Duration,
тыс.кв. см

Duration,
% of Total

Газеты рекламные

12 136 859

39.0%

63 795

75.2%

4 355.8

52.3%

Газеты еженедельные

8 867 132

28.5%

13 745

16.2%

1 445.8

17.4%

Журналы ежемесячные

4 385 106

14.1%

2 223

2.6%

995.1

11.9%

Газеты ежедневные

3 797 868

12.2%

4 099

4.8%

1 057.4

12.7%

Журналы еженедельные

1 545 778

5.0%

772

0.9%

369.2

4.4%

Журналы ежеквартальные

399 353

1.3%

178

0.2%

109.5

1.3%

Total

31 132 096

100.0%

84 812

100.0%

8 332.8

100.0%

 
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок.

 

По сравнению с I полугодием 2004 года состав тройки лидеров по объему рекламного бюджета среди ежедневных изданий не изменился. Это: "Казахстанская правда", "Егемент Казахстан" и "Экспресс К". С января по июнь 2005 года рекламодатели разместили свою рекламу на страницах этих газет на 3,5 млн USD, что составило 92,0% от общего рекламного бюджета ежедневных изданий.

Среди еженедельных газет лидер по объему рекламного бюджета - газета "Караван", на страницах которой рекламодатели разместили свою рекламу на 5,0 млн USD, что составило 56,1% от общего рекламного бюджета всех еженедельных изданий.

Тройка изданий - лидеров по объему рекламного бюджета среди еженедельников - "Караван", "Время" и "Панорама". Суммарный рекламный бюджет этих трех газет составляет 76,2% от рекламного бюджета еженедельных изданий.

Среди рекламных изданий неизменный лидер - газета "Плюс". В этом издании рекламодатели разместили свою рекламу на 5,0 млн USD, что составляет 40,8% от рекламного бюджета рекламных изданий в I полугодии 2005 года.

TОР 3 среди рекламных изданий выглядит так: "Плюс", "Из рук в руки" и "Колеса". Бюджет этой тройки составил 8,2 млн USD - 67,8% от общего объема рекламного бюджета в этом секторе изданий.

Среди ежеквартальных журналов лидирует "Рандеву". Его рекламный бюджет в I полугодии 2005 года составил 140,0 тыс. USD (35,1% от общего рекламного бюджета данной категории). На второй позиции по рекламному бюджету находится журнал "Шоколад". На размещение в нем рекламы было затрачено 77,4 тыс. USD (19,4%). На третьей позиции расположился журнал "Зеркало" с рекламным бюджетом 65,0 тыс.USD (16,3%).

Среди ежемесячных журналов лидером является "Cosmopolitan - Казахстан". Рекламодатели потратили за I полугодие 2005 года 1,3 млн. USD на размещение своих рекламных сообщений именно в этом издании. Это составляет 29,4% от общего рекламного бюджета ежемесячных журналов. На второй и третьей позиции расположились журналы "Сезон" и "Афиша. KZ." Их рекламные бюджеты составили соответственно 739,7 тыс. USD (16,9%) и 481,7 тыс. USD (11,0%).

Еженедельных журналов пока еще не так много на нашем рынке. Лидирующую позицию по рекламному бюджету среди них занимает журнал "Лиза" в Казахстане. На размещение рекламных сообщений в этом издании рекламодатели потратили 818,2 тыс. USD, что составило 52,9% от общего рекламного бюджета еженедельных журналов. В данную категорию также входят журналы "Отдохни" (рекламный бюджет 387,5 тыс.USD - 25,1%) и "Эксперт - Казахстан" (340,1 тыс.USD - 22,0%).

Ведущие рекламодатели

Расходы на рекламу десяти крупнейших по бюджету рекламодателей в I полугодии 2005 года составили 3,4 млн USD - 11,0% от общего объема.

Таблица 2. Ведущие рекламодатели в прессе, I полугодие 2005 г.

Advertiser

Cost,
USD

Cost,
% of TOP 10

Duration,
кв. см

Duration,
% of TOP 10

1

Валют-Транзит Банк

544 774

15.9%

133 900

17.2%

2

Куат (ЗАО СК)

485 159

14.1%

110 620

14.2%

3

ТуранАлем Банк

400 965

11.7%

70 040

9.0%

4

Samsung Electronics

400 263

11.7%

83 980

10.8%

5

Gallaher Kazakstan LLC

317 958

9.3%

82 120

10.5%

6

K Cell (Kazakhstan Cellular)

290 282

8.5%

64 700

8.3%

7

Philip Morris Kazakhstan

270 300

7.9%

86 840

11.1%

8

Wimpex

259 425

7.6%

42 020

5.4%

9

LG Electronics Almaty Kazakhstan

249 504

7.3%

63 520

8.1%

10

Альянс Банк

215 092

6.3%

41 700

5.3%

Total

3 433 722

100.0%

779 440

100.0%

ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок. Не учтены ПРОЧИЕ РЕКЛАМОДАТЕЛИ и реклама издательских домов.


ТОР 10 возглавляют компании: ВАЛЮТ-ТРАНЗИТ БАНК, КУАТ (ЗАО СК), ТУРАНАЛЕМ БАНК. Рекламный бюджет тройки лидеров составил 1,4 млн USD (4,6% от общего рекламного бюджета прессы).

Общий бюджет по медианосителям

 

Общий рекламный бюджет по четырем типам медианосителей за I полугодие 2005 года составил 207,6 млн USD. Для сравнения: за аналогичный период 2004 года этот показатель равнялся 135,1 млн USD. Таким образом, общий рост рекламных бюджетов на телевидении, радио, в прессе и наружной рекламе составил 53,7%.

Диаграмма 3. Общий рекламный бюджет по типам медианосителей, I полугодие 2005 г.



Наибольшая доля затрат рекламодателей традиционно приходится на телевизионную рекламу - 74,9%, на втором месте по затратам следует пресса (15,0%), затем "наружка" (6,3%) и радио (3,9%).