Стоп-кадр
В годы Великой депрессии кино стало для американцев последним прибежищем и коллективным антидепрессантом. Оставшиеся центы легко тратились на то, чтобы несколько часов провести в мире сладких грез, забыв о безысходной реальности. В России 2009-го всё иначе. Не сказать, чтобы к началу лета кинотеатры пустовали. Какая-никакая, а публика есть. Однако тревожные звоночки для игроков этой индустрии звучат все более настойчиво. Разумеется, кино все еще остается одним из самых доступных способов проведения досуга. За час игры в прайм-тайм с посетителя столичного боулинга попросят примерно тысячу рублей. Бильярд? 400–500 рублей, дешевле в Москве не найти. А вот кино (хорошее или так себе — второй вопрос) в уютном зале можно посмотреть всего за две с половиной сотни. Причем удовольствие будет длиться не час, а как минимум полтора. К тому же на утренние и дневные сеансы билет можно купить за совсем уж смешные 50–100 рублей. Казалось бы, рынок кинопоказа должен уверенно набирать обороты. Но увы, по данным журнала «Кинобизнес сегодня», с января по март 2009 года кассовые сборы российского проката упали на 20% (178,5 млн долларов против 222,6 млн за первые три месяца 2008 года). Ведущий аналитик компании «Невафильм Research» Ксения Леонтьева успокаивает: в марте–апреле благодаря выходу на экраны «Тараса Бульбы», четвертого «Форсажа» и «Моего кровавого Валентина 3D» сборы снова пошли вверх. Но удастся ли управляющим киносетей удержать посещаемость на протяжении всего года? Ведь в связи с кризисом выход многих ожидавшихся картин отложен, а бюджеты находящихся в производстве лент трещат по швам. А значит, велик риск, что уже в 2010 году прокатчикам просто нечего будет предложить требовательному зрителю, привыкшему к дорогому качественному кино. Перспектива нерадостная. Почему же тогда за право аренды площадей под кинотеатры в торговых центрах столицы и целого ряда городов-миллионников разворачивается настоящая война? Лишние билетики Еще в мае прошлого года специалисты Romir Monitoring решили выяснить, как граждане проводят свободное время. Респондентам предлагалось упомянуть развлекательные заведения, которые они посещали за последние три месяца. Кинотеатры победили с оглушительным результатом в 66%. Но аналогичное исследование, проведенное социологами в конце января 2009 года, дало совсем другие цифры: всего 31% опрошенных в течение трех месяцев хотя бы раз посещал кинотеатр. Еще один опрос, проведенный Romir Monitoring в онлайне, показал: 34% потенциальных зрителей за последние три месяца не посмотрели в кинотеатрах вообще ни одного фильма. Владельцы киносетей признают наличие проблем, но торопятся указать на их временный характер. «Действительно, с начала 2009 года произошло снижение посещаемости кинотеатров, но не настолько масштабное, как об этом говорят аналитики кинотеатральной индустрии», — уверяет директор по маркетингу сети «Киномакс» Ирина Туманова. По ее словам, зрители стали заметно менее активны прежде всего в промышленных городах. Особенно в тех, где градообразующие предприятия приостановили работу, сократили персонал или снизили уровень зарплат сотрудников. «В то же время, — продолжает Туманова, — в экономически развитых районах, где население не так сильно подверглось воздействию кризиса, посещаемость осталась практически на прежнем уровне. А с выходом ярких кинорелизов — начала активно расти». Столица в данном случае и правда не лучший индикатор. Первый заместитель гендиректора «Синема Парк» Кирилл Иванов признается, что в среднем по сети падение посещаемости составило 6–8%, причем в наибольшей степени пострадали кинотеатры, работающие в Набережных Челнах и Челябинске, хотя проекты в Тюмени и Новосибирске продолжают приносить стабильный доход. По оценкам большинства экспертов, региональный рынок кинопоказа «просел» за время кризиса куда сильнее, чем в Москве или Петербурге, где активность зрителей сохранилась на прежнем уровне. Гендиректор DVI Cinema Владимир Федоров уверен: ощутимое падение посещаемости (на 17–20%) вызвано как раз тем, что все кинотеатры сети расположены в регионах. Между тем председатель совета директоров холдинга «КАРО ФИЛЬМ» Леонид Огородников заверил «Бизнес-журнал», что в минувшем квартале число посетителей кинотеатров сети даже возросло по сравнению с тем же периодом прошлого года. Вот только уточнять размеры прироста и раскрывать текущие параметры бокс-офиса сети Огородников отказался. Но и без того известно: даже в условиях некоторого роста количества посетителей сборы кинотеатров могут падать. Хотя бы потому, что калькуляция бокс-офиса по традиции осуществляется в долларах, тогда как выручку сети кинопоказа получают в рублях. А значит, и «рост», выраженный в несогласованных цифрах, может оказаться весьма обманчивым. Формат и «цифра» С кризисом падение потока зрителей в российских кинотеатрах связано лишь частично. «Главной причиной снижения посещаемости в декабре–марте по сравнению с прошлым годом является именно репертуар дистрибьюторов», — утверждает Ксения Леонтьева из «Невафильм Research». В доказательство она приводит начавшийся в апреле (традиционно неудачном для прокатчиков месяце) и мае рост показателей, спровоцированный выходом на экраны очередных блокбастеров. Несмотря на кризис, «Тарас Бульба» и другие весенние хиты сумели собрать внушительную аудиторию. «Февраль–март 2009 года были довольно скудны на кассовые кинорелизы, поэтому снизилась и посещаемость, — соглашается Ирина Туманова из «Киномакса». — Зато апрель, май и июнь текущего года изобилуют блокбастерами: «Тарас Бульба», «Форсаж-4», «Адреналин: высокое напряжение», «Обитаемый остров: схватка», «Люди Икс. Начало: Росомаха». В связи с этим мы ожидаем активного прироста количества посетителей в наших киноцентрах». Мало того, от премьер второй половины года владельцы киносетей ждут еще более впечатляющих результатов. «В этом году на подходе еще целый ряд блокбастеров, которые должны позволить кинотеатрам пережить кризис», — уверена Ксения Леонтьева. Кирилл Иванов («Синема Парк») также полагает, что четвертый «Терминатор», «Ночь в музее 2», «Гарри Поттер и Принц-полукровка», «Ледниковый период 3D» и «Аватар 3D» вытянут рынок из образовавшейся ямы. «На достойное кино люди идут и, наверное, будут ходить всегда — ведь этот вид досуга не самое дорогое удовольствие», — подводит итог Владимир Федоров (DVI Cinema). Кроме того, операторы рынка возлагают большие надежды на цифровые фильмы в формате 3D. «Главной тенденцией 2009 года станет выпуск фильмов в этом цифровом формате, — уверяет Ксения Леонтьева. — Уже вышло два таких фильма, а в течение года ожидается еще как минимум 11 подобных кинокартин, то есть они будут выходить на экраны чаще одного раза в месяц!» По данным Леонтьевой, в России сегодня действует около 120 цифровых залов. Они-то и снимут сливки благодаря интересу зрителей к передовым форматам. «Нас радует значительный рост релизов в цифровом формате 3D, — говорит Кирилл Иванов. — Это чрезвычайно важное событие, ведь интерес зрителей к таким проектам остается очень высоким. Это ключевой фактор, определяющий доходы нашей компании». «Синема Парк» активно наращивает количество цифровых залов (сегодня в составе сети их уже 27). Техническим перевооружением заняты и другие игроки, почуявшие актуальный тренд. «Наступивший 2009 год можно смело назвать годом цифрового 3D», — констатирует Леонид Огородников («КАРО ФИЛЬМ»). Очень средний чек «Цифра» — это хорошо. Однако оптимизм большинства участников индустрии кинопоказа остается сдержанным. Хотя бы потому, что на общем фоне выручка от проката снятых в новом формате лент выглядит пока довольно скромной. А значит, определяющим фактором все-таки остается глобальный экономический кризис. — Падение посещаемости кинотеатров связано исключительно с кризисом, — рассуждает Кирилл Иванов. — У людей явно поубавилось уверенности в завтрашнем дне. В отличие от США, где семейный поход в кино стал неотъемлемым атрибутом проведения досуга, у нас отказ от кино начинает рассматриваться в качестве одной из мер, способствующих экономии семейного бюджета. Благодаря удачным релизам, которые ожидаются летом и осенью, темпы падения рынка могут снизиться. Однако общая динамика по итогам года останется отрицательной. А Владимир Федоров откровенно говорит, что падение выручки на 15% уже заложено в планы DVI Cinema на 2009 год. «Прогнозировать посещаемость кинотеатров на текущий год пока преждевременно, — вносит поправку Леонид Огородников. — Все будет зависеть от целого ряда факторов, в том числе от уровня потребительского спроса в стране». Действительно, даже если кинотеатрам удастся сохранить прежнее число посетителей, далеко не факт, что доходы операторов останутся теми же. В условиях кризиса ощутимо сократились рекламные сборы большинства киносетей. Продолжает падать и сумма среднего чека. Ведь киноманы предпочитают более дешевые дневные сеансы, заодно начав экономить на сопутствующих услугах. Напитки и попкорн быстро выходят из моды… С этим наблюдением соглашается Ирина Туманова («Киномакс»): — Если прежде зрители не отказывали себе в удовольствии посетить наши кафе и рестораны до начала сеанса или купить большое ведро попкорна, то теперь заметно: посетители стараются потратить меньше. Не отказывая себе, впрочем, в походе в кино. Кирилл Иванов тоже признает факт снижения дополнительной выручки от продажи напитков и еды, но говорит, что его компания ни на рубль не подняла цены на продукцию кинобаров, что позволило избежать резкого снижения продаж (отчасти благодаря постоянным акциям). Последний сеанс Минимизация затрат в условиях стагнации спроса — задача, которую российские сети кинопроката решают с не меньшим энтузиазмом, чем представители других рынков. А стратегическим резервом оказывается снижение издержек на аренду площадей. «Киносетям сегодня трудно. Но все-таки не так, как другим операторам индустрии развлечений, столкнувшимся с катастрофическим падением посещаемости», — полагает директор отдела торговой недвижимости Colliers International Татьяна Ключинская. Однако, несмотря на имидж счастливчиков, которых кризис задел лишь по касательной, все опрошенные «Бизнес-журналом» операторы уверяют, что смогли добиться снижения арендных ставок почти по всем объектам. «Подавляющее большинство арендодателей пошло нам навстречу, согласившись временно снизить ставки аренды», — говорит Кирилл Иванов. «Синема Парк» не удалось добиться скидок лишь в столичном ТРЦ «Пятая Авеню». «КАРО ФИЛЬМ» из-за неуступчивости девелопера пришлось закрыть пятизальный кинотеатр в Орехово-Зуеве. Временно вынуждена была закрыть свой объект в кемеровском ТРЦ «Лапландия» новосибирская «АртСайнс Синема Дистрибьюшн», однако после Нового года девелопер сменил тактику и пошел навстречу арендатору. В итоге так или иначе почти всем операторам удалось снизить арендное бремя. Так что Ксения Леонтьева уверена: закрытый пятизальник «КАРО» так и останется единственным примером несговорчивости арендодателей. Похоже, при всех проблемах участники рынка кинопоказа и правда не слишком пострадали из-за кризиса. Иначе трудно объяснить появление новых кинотеатров. В первом квартале 2009-го в Москве открылось три торговых центра. И все они, по данным консультантов и девелоперов, с легкостью нашли «кинооператоров». Мало того, по данным Татьяны Ключинской, во всех готовящихся к вводу в этом году столичных проектах торговой недвижимости киносети уже заключили предварительные договоры аренды. Причем далеко не на самых выгодных для себя условиях. В некоторых случаях между претендентами даже завязывалась ожесточенная борьба за право аренды помещения в строящемся объекте. Похоже, дальновидные игроки тщательно просчитали комбинацию на несколько ходов вперед. — Сегодня большая часть крупных проектов на рынке торговой недвижимости по всей стране заморожена, — комментирует Татьяна Ключинская. — К тому же эра больших торговых центров надолго закончилась. В ближайшие годы будут строиться только небольшие ТРЦ районного уровня площадью не более 20–30 тысяч кв. м. Потому-то владельцы киносетей и стремятся «застолбить места» в последних объектах большой площади. Действительно, кризис рано или поздно закончится. Крупные торговые центры вновь привлекут огромные массы покупателей, кошельки которых опять потолстеют. А в торговых объектах малой площади места для кинотеатров нет и не будет. Так что стремление ведущих сетей кинопоказа занять дефицитные площади в огромных торговых центрах вполне объяснимо. Главное, чтобы после кризиса было что показывать. Ведь зритель ходит в кино только тогда, когда есть что смотреть!
Автор: Антон Белых Источник: "Бизнес-журнал" Постоянная ссылка на статью:
|